Вопрос о типе государственного устройства страны и развилке пути – республика или империя – вовсе не лишний, если мы говорим о национальной идее страны как пути совершенствования личности человека.
Человек республики ощущает себя совершенно по-иному, нежели человек империи. Республика это сугубо светский тип устройства государства, империя несёт в себе сакральные черты. Если подходить к вопросу классически, республика – это парламентаризм, выборы, разделение власти между разными институтами, империя – это концентрация власти в руках одного человека – монарха, императора. Республика предполагает временные ценности и цели, империя опирается на вечные идеалы и ценности. Империя в большей степени, нежели республика, претендует на глобальное влияние в мире. Империя предполагает не только земное могущество, но и духовную вертикаль, миссию и предназначение, уходящие в Вечность.
На практике всё гораздо сложнее. СССР периода Сталина был союзом республик, но фактически и геополитически это было государство, организованное как империя с абсолютной и практически священной властью одного человека. США тоже на первый взгляд чисто республиканская страна с рассредоточенным центром власти, но на самом деле Америка ведёт абсолютно имперскую внешнюю политику в её негативном варианте. На сегодняшний момент превращение республиканской России в Россию имперскую кажется фантастическим проектом, однако в стране есть достаточно серьёзные политики и идеологи, которые продвигают эту тему. Когда сегодня говорят о возрождении России и превращении её в могущественное государство, с мнением которого нужно считаться другим странам, когда речь возникает о международном престиже страны, то очевидно речь идёт об имперской России – неважно, как будет называться её руководитель. Едва ли в сегодняшней ситуации можно говорить о том, что какой-либо уважаемый политический режим решился бы открыто назвать себя империей – слишком много негативных смыслов этому понятию навешали. Однако страна, претендующая на величие и лидерское положение в мире, должна хотя бы в какой-то степени выполнять имперские задачи. Россию на Западе никогда не любили, но в периоды её максимального расцвета уважали и боялись. Разумное культивирование имперских ценностей позволяет личности, стремящейся к совершенству и служению стране, быстрее обрести уверенность, ощущение национального достоинства. Мы едва ли когда-нибудь сможем стать страной, защищающей свои локальные эгоистические интересы, к чему призывали некоторые политики. События 24 февраля ясно это показали. Мы одни бросились спасать не только себя, но и мир от нового «издания» коричневой чумы, разглядев, в отличие от ослепшей Европы, фашистскую сущность незалежного режима.
Развитие России, её перспективы, величие – во всемирности её влияния. Перефразируя Чаадаева, заявившего, что назначение России в том, чтобы «дать миру какой-нибудь важный урок – урок, как не нужно жить», можно сказать, что наше назначение и урок для мира – в том, чтобы наконец понять и показать миру, как нужно жить по совести и справедливости, при этом мощно развиваясь, и осуществить этот идеал в своих границах.
Наука и религия
Современная цивилизация, в особенности западная, – это торжество секуляризма, высшим проявлением которого, наверное, можно назвать науку, воплощённую в передовых технологиях. Религии не то чтобы сходят со сцены, но серьёзно отступают, отдавая свою идеологическую территорию светскому началу в широком смысле этого слова. Тем не менее они играют важнейшую роль в современном мире, являясь моральным регулятором многих происходящих процессов и нравственно-духовным ориентиром для миллиардов людей. И пусть люди в меньшей степени ориентируются на современных духовных подвижников и больше почитают святых прошлых эпох, – сохранение общественного института почитания каких-либо ценностей и людей крайне важно в эпоху всеобщего обесценивания и нигилизма.
Сейчас раздаётся всё больше голосов в пользу глубинного, фундаментального единства науки и религии. Ведь имеющееся их разъединение на практике приводит к ошибочным управленческим решениям. Причём речь идёт не просто о стратегической близости этих двух общественных институтов, особенно важной в эпоху испытаний, но и об онтологической родственности этих двух способов познания человека и мира: они движутся разными путями, но оба стремятся к обретению Истины. С определённой степенью допущения можно предположить, что наука (светский мир, рацио) и религия (духовный мир, вера, высокое чувство) = национальная идея России. Наука и религия должны, сохраняя свою уникальность, прорастать друг в друга, находить всё больше взаимно подтверждённых общих областей. И, конечно, они должны служить идее совершенствования человека. Если религии служат этой цели по своему определению (истинная религия как связь с Богом не может не улучшать несовершенную человеческую природу), то наука чаще нейтральна к задаче совершенствования человеческой личности (всё зависит от того, как её повернуть), а в ряде случаев и вовсе вредит человеческой душе и её материальному носителю – живому организму (разработки новых видов вооружений, способных уничтожить всё живое, попытки создать бактериологическое оружие, создание средств вмешательства в область пола, попытки чипирования ради любопытства с передачей управляющих функций Искусственному Интеллекту и создание адских форм цифровизации).
Религия и общество должны контролировать научные исследования и направлять их в сторону совершенствования внутреннего мира человека. Нужно стимулировать все науки, имеющие отношение к человеку, – психологию, нейронауки, гуманитарные дисциплины (историю, филологию, языкознание, искусствоведение и царицу наук философию) – на исследование путей совершенствования человека. Нужно всячески приветствовать и поддерживать те направления практической психологии и педагогики, которые отражают тему самовоспитания, личностного и духовного совершенствования человека, формирования нравственно- психологических качеств, особенно в тех случаях, когда они используют опыт мировых религий, этических систем, глубокой философии, отдавая приоритет национальным традициям. На Западе, который нам ни в коем случае не указ, появились учебники светской этики, пользующиеся огромной популярностью у читающей и думающей публики. Это направление мысли поддерживает Далай Лама, весьма авторитетный и мудрый человек, даже если его политические взгляды и предпочтения в чём-то отличаются от наших. Почему бы в России, учитывая, что огромное количество хороших людей, к сожалению, не воспринимает религиозный язык, не создать подобные учебники, представляющие собой бумажную разновидность «бесед о главном», сделав их светскими и современными по форме и с духовно- религиозным содержанием? Это на самом деле стоит рассматривать не как уступку светскому сознанию, но как творческий шаг, расширяющий зону влияния традиционных религий.
Важную роль может сыграть изучение глубинных духовных практик традиционных религий России (таких как исихазм, суфийский зикр, буддийский дзогчен). Не стоит никоим образом поддерживать примитивный нью-эйдж в психологии (он сам станет непопулярным и умрёт по мере того, как обстановка в стране и мире будет становиться всё более суровой). Необходимо всячески бороться с деструктивными сектами, пытающимися использовать практическую психологию для влияния на массы.
И, конечно, если мы признаём, что патриотизм является важнейшей гранью человеческой личности, учёные России должны быть избавлены от необходимости подтверждать свою научную квалификацию обязательной публикацией в западных журналах, повышая таким образом индекс цитирования и ослабляя интеллектуальный потенциал нации. Наука должна работать на страну.
Родовые пятна
Кто станет спорить с тем, что у нас золотой народ, обладающий великолепными качествами, которыми можно гордиться? Но никогда нельзя почивать на лаврах, а для этого нужно знать свои недостатки и неустанно с ними бороться. Кстати, многое из того, что другие народы сочтут недостатками и даже пороками, мы не считаем за грех, и на самом деле это всего лишь наша особенность. Не зря существует поговорка: «Что русскому хорошо, то немцу смерть» (и наоборот). Но есть не просто особенности, но национальные черты, над которыми стоило бы поработать. О них писали самые разные философы, историки, литераторы, активные думающие, неравнодушные люди. Сделаем беглое обобщение наших национальных недостатков, над которыми и отдельному человеку, и обществу в целом имеет смысл работать, и по крайней мере важно понимать – у нас есть такие недостатки и проблемы.
Западопоклонничество, правовой нигилизм, отсутствие размеренности в работе (сезонная трудовая мотивация, склонность к авралу), страх перед начальством, привычка к воровству и коррупции (больше присущая элитам), склонность к раздорам и междоусобицам, преследовавшая Русь ещё на заре её существования, зависть к чужим успехам, лень, упование на авось, индивидуализм (пышно разросшийся за последние тридцать лет), доверчивость, доходящая до крайности, склонность бежать от проблем в сторону алкоголя и отдавать власть представителям других народов, радикализм, в определённые эпохи переходящий в активную фазу («русский бунт, бессмысленный и беспощадный»), грубость эмоциональных реакций, нередко переходящая в хамство, нигилизм по отношению к старшему поколению, беспечность в отношении собственных интересов.
Эти недостатки в той или иной степени присущи и отдельным людям, составляющим народ России, и стране как цивилизационной личности. Избавляться от этих недостатков сложно, и лучший способ подобной борьбы – увлечь людей идеей самовоспитания и работы над собой. Но если не отдавать её на откуп исключительно самому человеку, а осознать это как национальную задачу, помогающую повысить конкурентоспособность нации в цивилизационной борьбе, то это очень помогло бы человеку в его индивидуальных усилиях. (Нечто подобное на государственном уровне пытаются делать китайцы, правда, для российского человека с его стихийностью подобное огосударствление самовоспитания выглядит избыточно.) Решению этой задачи могло бы помочь очень многое – госзаказ на произведения литературы и искусства, воспевающих людей, лишённых этих черт, создание специальных педагогических программ, включающих в себя самые разные методы работы с подрастающим поколением, психологических тренингов для более старшего поколения, военно-спортивных игр, тематических реконструкций, которые должны не просто развлекать, но воспитывать и просвещать.
Если не работать над глубинной психологией личности, то совершенствование так и останется красивой идеей, воспринимаемой чисто ментально – когда глубинные слои сознания попросту не включаются в работу. На самом деле чтобы идея совершенствования личности стала работать, она должна быть усвоена каждым атомом человеческого существа, включая эмоциональную сферу и даже телесные программы, как у солдата, автомат которого стал его продолжением. Это возможно или с помощью специальной углублённой работы человека над собственным характером, или в условиях чрезвычайных обстоятельствах, таких как война или необходимость проявлять героизм для спасения других.
Традиционные ценности
Сегодня чаще всего с понятием национальной идеи сопрягается идея традиционных ценностей. Но это понятие в России недостаточно проработано и ассоциируется в основном с ценностями семейными. Безусловно, естественная и здоровая семья – важнейший элемент традиционных ценностей, но великое понятие «традиция» явно не сводится к одним только этим представлениям. Традиционные ценности – это и религии, которым следуют народы, живущие на нашей территории, и нравственно-духовные идеалы и качества, на которые нужно ориентироваться, и обычаи, принятые на той или иной территории, и народное искусство, которое всегда влияло на сознание жителей России очень благотворно, и песни, которые пели наши предки и которые продолжают петь и сохранять энтузиасты. Идея сохранения традиционных ценностей, консервативная по своему существу, ни в коей степени не противоречит идее совершенствования личности, поскольку сохранить эти ценности в условиях непрерывного давления ценностей модерна и постмодерна можно только непрерывно укрепляя свой дух и совершенствуя собственную личность.
Между тем до сих пор в стране не было катехизиса традиционных ценностей, сводящего воедино данные понятия, и не осмыслено их существование и сохранение под сквозняками информационных войн и прессом новейших технологий. Только в самое последнее время появился указ президента «О сохранении и укреплении традиционных духовно-нравственных ценностей», где перечислены 17 главных ценностей. Это – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Президент подчеркнул, что в формировании традиционных ценностей принимали участие основные религии страны (христианство, ислам, буддизм, иудаизм), при этом особая роль принадлежит православию. Каким образом сохранять и укреплять эти традиционные ценности в условиях войны, объявленной России со стороны «нетрадиционного мира», чтобы данное мероприятие не превратилось по воле чиновников в формализм и показуху, которые оттолкнут народ, и особенно молодёжь, от хорошего начинания? Особую роль в этом занимает позиция интеллигенции, творцов и лидеров общественного мнения, которые должны вдохнуть жизнь и творчество в эти инициативы. Очевидно, что сохранение и укрепление традиционных ценностей в масштабе страны – это и есть совершенствование личности, которая должна проработать эти ценности, пропустить их через свой внутренний мир и сделать частью себя. Все силы российских интеллектуалов должны быть брошены на то, чтобы создать глубоко проработанную концепцию традиционных ценностей России и сделать их по-настоящему модными и конкурентоспособными в сравнении с ценностями гедонизма и потребления.
Что делать?
Какие практические шаги нужно предпринять, чтобы нужная стране национальная идеология была разработана и внедрена в жизненную практику? Кто её будет разрабатывать и осуществлять? Специальное министерство, обладающее для этого всеми возможными ресурсами, но способное засушить любую самую хорошую идею, превратив её в формализм и показуху, – или общественные силы, мыслящие свободно, но не имеющие возможности воплотить свои творческие замыслы на практике? Думается, нужна здоровая синергия этих двух сил. Безусловно, интеллигенция, интеллектуальная элита, лучшие силы общественности, работающие над этой темой, должны быть поддержаны государством.
В принципе, необходим мощный мозговой штурм, в ходе которого лучшие умы страны создают первое приближение национальной идеологии в виде некоего текста – предельно ясного, конкретного и понятного для большинства людей. Содержание текста должно быть проверено на самых разных социологических выборках населения через статьи, интервью. Если предложения получат позитивный отклик или по крайней мере не вызовут резко выраженного негатива, нужно будет оформлять этот сгусток мыслей в виде текста, который должен быть озвучен на самом высоком уровне и в разных вариациях повторён СМИ, известными людьми, политиками, экспертами. Эта идеология, в центре которой совершенствующаяся личность, незаметным образом должна быть встроена в учебный процесс на всех уровнях, должна постоянно пропагандироваться и усваиваться сознанием народа. Идеология совершенствования может служить для оценки тех или иных общественных процессов, явлений искусства, человеческого поведения. Простой вопрос – помогает ли данное явление, произведение искусства, идеологическая программа, общественный проект, высказываемые идеи совершенствованию человека или нет, может служить прекрасным мерилом сути вещей, заменяющим многоступенчатые цензурные организации. Честный интуитивный ответ на него позволит избежать ненужного формализма при оценке любых общественных или эстетических явлений. Чтобы признать многие современные театральные постановки скверной и мерзостью, не нужно проводить длительные экспертизы, главное – правильно подготовить экспертное сообщество. Разумеется, ничего не нужно доводить до крайности: при желании можно испортить всё и здоровую идею улучшения человека довести до малопривлекательного формализма.
Главное, чтобы это неизбежное тиражирование высокой идеи не привело к её выхолащиванию.
Возможно, кому-то из тех, кто принимает решения, необходимость тщательной разработки подобной идеи покажется излишней и неактуальной для нашего взрывоопасного времени, мол, сейчас не до разработок национальной идеи – победить бы в спецоперации и решить самые насущные проблемы жизни, связанные с экономикой, социальными выплатами, сельским хозяйством, медициной. Однако это ошибочный взгляд, страдающий близорукой прагматикой, начисто лишённый полёта и дальновидения. Проработанная национальная идея – это правильная работа пропагандистской машины, отвечающей на вопрос: зачем мы сражаемся и куда мы хотим прийти после победы? Сама жизнь и стратегическая ситуация вокруг России всё равно заставят это сделать. Но если мы не решимся реализовать подобную важнейшую задачу, то рискуем потерпеть поражение в схватке с другими недружественными по отношению к нам цивилизациями, которые всё-таки определили для себя, кто они, в чём их предназначение и кому они служат.
Формул национальной идеи может быть много. Например, можно сделать набросок таких формул и определить её следующим образом:
Назначение России – быть территорией Света и Справедливости, где живут воины, отражающие атаки мировой тьмы.
Назначение России – быть страной творцов и созидателей, создающих достойное будущее для жителей страны или всего мира.
Назначение России – осуществить синтез лучших достижений мирового духовного опыта Востока и Запада
Назначение России – быть Ноевым Ковчегом спасения человечества в грядущих мировых испытаниях и катаклизмах.
Назначение России в том, чтобы отстоять достоинство человеческой личности и нравственное здоровье человечества.
Назначение России – стать здоровой семьёй для тех народов и государств, которые не принимают новый мировой порядок и выступают за традиционные ценности.
Назначение России – в том, чтобы реализовать высокие христианские принципы и идеи любви, чистоты и самопожертвования.
Список открыт – можно его продолжить, придумывая более яркие, талантливые и ёмкие определения, пока нужная и устраивающая большинство формула не будет найдена.
Сергей Ключников
Наука и Религия