Огромную роль в формировании тех или иных качеств играют школа и учителя. Именно они воспитывают в человеке способность быть личностью и сохранять верность своим убеждениям.
Кто будет спорить против того, что школа должна воспитывать в ученике личность?.. Разумеется, это возможно только если сам учитель является личностью. В противном случае он будет тиражировать серость и конформизм. Какие уроки и темы посвящены этому важнейшему процессу воспитания личности? Изучая различные школьные программы, можно видеть, что темам формирования национальной самоидентификации, преодоления трудностей, воспитания длинной воли, умения учиться, формирования более совершенного образа личности, увы, не уделяется должного внимания. Современная школа не воспитывает «вежливых людей». Может быть, «беседы о главном» помогут сделать первый шаг в этом направлении.
В первую очередь решать эту задачу нужно с воспитания педагогов, которые должны быть освобождёны от бессмысленной изнуряющей отчётности (те, кто сочиняют образовательные стандарты и требуют отчётов, их не читают, и все прекрасно об этом знают). Во- вторых, уровень образования, знания истории и целого ряда гуманитарных дисциплин самих педагогов должен быть существенно улучшен. Нужно ориентироваться на воспитание патриотизма, формирование здоровой системы ценностей. В-третьих, учебники по каждому предмету должны писать не просто бойкие писатели на научно-популярные темы, но проверенные профессионалы и патриоты.
Здесь нет необходимости оценивать уровень преподавания естественных наук, хотя нельзя не отметить, что отказ от введённого в целях оптимизации предмета «естествознание» и возвращение к прежней формуле отдельного преподавания физики и химии есть абсолютно правильный шаг, который поможет школьникам лучше усваивать эти сложные дисциплины. Но для усвоения национальной идеи как совершенствования личности крайне важна правильная организация гуманитарного образования.
Если мы хотим, чтобы национальная идея страны была усвоена подрастающим поколением, мы должны существенно усилить преподавание в средней школе, техникумах, колледжах и вузах русской классики – художественной литературы, минимальных сведений об искусстве, музыке, живописи. Не нужно бояться умственной перегрузки для наших детей и строить образование по принципу снижения нагрузок, как нам советуют некоторые деятели. Если мы вспомним, как воспитывала своих детей русская элита, загружавшая их по полной программе, в результате чего уже к семнадцати годам молодые люди знали по несколько иностранных языков, отечественную и мировую литературу, историю, искусство, мифологию, религии, военное дело, то должны согласиться, что страхи напрасны, хотя, конечно, всё нужно делать вдумчиво и с пониманием. Не стоит бояться спрашивать с учеников и предполагать, что нечто им будет не по силам. Напротив, нужно воспитывать в них любовь к преодолению препятствий и умение решать сложные задачи. Человек создан не для квалифицированного потребления, а для развития и восхождения, и усилия на этом пути –необходимая и неотменяемая грань бытия. И овладение классической культурой не есть лёгкая прогулка по парку. Но она по силам среднему человеку, если учителя и педагоги будут рассказывать об этих предметах страстно, с увлечением и творчески. В процессе этого овладения молодой человек должен иметь возможность сравнивать себя с другими учащимися и сравнивать себя с самим собой. А это возможно только при сохранении института оценок и экзаменов. Можно даже сказать, что оценки и экзамены – необходимое условие полноценной жизни национальной идеи в стране.
Россия – страна Слова, а Слово и слова существуют в книгах, которые пишутся для того, чтобы их читали. В современной России, как и во всём мире, происходит разрушительный процесс отказа от серьёзного чтения, серьёзных книг. Взрослые читают новости, а дети смотрят картинки, и величайшее знание, оставленное классиками, остаётся без должного внимания. Национальная идея и совершенствование личности немыслимы без чтения хороших бумажных книг, которые, к счастью, ещё остались в российском культурном пространстве, в публичных и домашних библиотеках, книжных магазинах. Кстати, количество книжных магазинов в России сегодня уже меньше, чем 104 года назад, в январе 1917 года, в Российской империи. Эта абсолютно недопустимая ситуация должна быть коренным образом переломлена. Разговоры о том, что это не нужно рынку и что электронные книги вместе с Интернетом заменят бумажные, нужно прекратить как вредительские самым решительным образом. Иначе в ближайшее время бумажные книги будут просто уничтожены, мировая культура – оцифрована, а доступ к ней в любой момент может быть перекрыт, её содержание в течение лет десяти будет исковеркано до неузнаваемости, так что Толстой и Достоевский станут гомосексуальной парой, а убийца Пушкина превратится в героического борца с русским шовинизмом.
Помимо классической культуры очень важно преподавание традиционной народной культуры. Без знания народных песен, танцев, обычаев, форм традиционной одежды, распространённых прежде всего в той местности, где живёт и учится молодой человек, без понимания того, что объединяло народ, мы не сможем любить страну в непрерывности её великой культуры. В отличие от Запада, где традиционная культура полностью утрачена и где каждый её живой носитель охраняется государством как национальное достояние, в России ещё есть и носители этой культуры, и сильные методические наработки по преподаванию этого важнейшего пласта отечественной культуры.
Преодоление соблазна западничества
Россия – самодостаточная цивилизация, способная опереться на собственные духовные ценности. Одним из наиболее ярких выразителей духа русского самостояния был старец псковского Спасо- Елеазарова монастыря, ещё в XVI веке родивший знаменитую формулу: «Москва – Третий Рим, два Рима пали, третий стоит, а четвёртому не бывать».
Поэт Юрий Ключников в своём стихотворении полемически заострил суть взаимоотношений с нашими заклятыми друзьями: «Все напасти России с Запада, так устроена роза ветров». Вся русская история – это оборона от военных нападений со стороны Запада. В нашей истории было несколько периодов, когда русская элита подпадала под западные влияния, что приводило к кризису страны. Польская интервенция в Москву в 1610–1612 годах, предательство Мазепы и ряда казачьих атаманов, подвергшихся влиянию шведов, Февральская революция, сопровождавшаяся западной интервенцией и предательствами со стороны российской элиты, перестройка и реформы, продолжающиеся уже третье десятилетие, – каждое их этих событий можно охарактеризовать как временную победу Запада над русской идентичностью. Если оценивать влияние этих западнических уклонов на духовное, морально-психологическое и даже виталическое состояние российской нации, то, конечно, оно во всех случаях приводило к массовой деградации государства, народа и отдельных людей. Запад не торопился делиться с нами своими передовыми технологиями, зато с охотой внедрял в нашу жизнь
чуждые нам по духу политико-экономические технологии и новации, которые мы не могли переварить. В результате этих влияний каждый раз получалось нечто весьма далё‑
кое от западных стандартов, отшлифованных в течение веков, но и гораздо худшее, чем то, что было у нас ранее. Самые яркие примеры – рынок 90-х годов или судебная система, которая выруливает на более или менее приемлемый уровень функционирования только в последние годы.
Под влиянием вестернизации происходил распад государства и привычного уклада жизни, возникали хаос, восстания и смуты, гибли люди, приходила в упадок культура, сокращалась продолжительность жизни, терялась национальная идентичность и происходила личностная деградация большинства населения. И, наоборот, преодоление западных влияний всегда пробуждало в жителях России героизм и духовную волю и, безусловно, совершенствовало личность каждого такого человека. Достаточно вспомнить героев 1612 года, положивших конец польской интервенции и русской Смуте. Даже если предположить, что какие-то деятели Запада искренне считали, что несли в нашу варварскую страну идеалы просвещения и свободы, влияние Запада на народы России, в силу его глубинной неорганичности, было всегда разрушительным. В особенной степени поддалась этим влияниям в XIX и XX веках либеральная российская интеллигенция, выступившая как носительница антигосударственной программы. Если Запад иногда и сотрудничал с Россией и даже помогал ей (участие западных специалистов в развитии советской экономики в период концессий и помощь по ленд-лизу во время Великой Отечественной войны), он, как геополитическая система с последовательной политикой, всегда это делал небескорыстно. Запад выступил и продолжает выступать как великий соблазнитель народов, который Россию пытался соблазнять чаще, чем другие государства. Человеческая личность на Западе, особенно в верхних эшелонах, перестала совершенствоваться и расти – подавляющее большинство политиков и представителей западной элиты начало стремительно деградировать, глупеть, разлагаться морально, увязать в извращениях. Примерно этот же путь предлагается и остальной массе, которую заставляют быть толерантными ко всем видам западного безумия.
Блестящий анализ разрушительной колониальной сущности Запада, сочетающего в своей политике силу и ложь, был дан в речи президента В.В. Путина 30 сентября. Потому задача победить в себе восхищение Западом, притяжение к западным ценностям, потребительским идеалам и стандартам является частью национальной идеи как для отдельного человека, так и для управляющей элиты страны. Необходимо довести до сознания жителей России: всё ценное, что можно было дать человечеству в сфере науки, культуры и цивилизационных достижений, Запад уже дал. Если он и пытается создать что-то позитивное, это сегодня идёт на пользу исключительно самому Западу, а точнее говоря, на пользу Америке. Остальные достижения в сфере науки (смертоносные виды оружия, бактериологические и вирусологические эксперименты, грядущая чипизация человечества), права (разрушение всех правовых стандартов в международной политике и частной сфере), культуры (пресловутая культура отмены, создание сатанинских форм массовой культуры), экспериментов над полом, ведущим к расчеловечиванию, – ни коим образом не могут быть приняты в нашей стране как ориентиры для развития.
Однако отрицание Запада не означает отказ от освоения культурного наследия классической западной (прежде всего европейской) культуры. Напротив, мы должны вбирать в себя всё ценное, что отвергает западная «культура отмены», и таким образом расширять свою культурную территорию.
Цифровизация и урбанизация
Говоря о национальной идее как о совершенствовании личности, нужно теснее увязывать её с теми конкретными обстоятельствами, в которых нам придётся её реализовывать. Мы живём в эпоху перехода от одного технологического уклада к другому, что сопровождается процессами цифровизации и урбанизации. Это объективные процессы, которых не избежать, но которые накладывают огромное влияние на жизнь и сознание любого человека. Цифровизация, нравится она или нет, будет происходить в мире и в нашей стране, но в нашей власти смягчить её последствия и овладеть ею в национальных целях. Сегодня нередко мы наблюдаем некое бездумное упоение самим процессом цифровизации, подмену содержания, которое она должна нести в себе, эффектной формой, отвыкание человека от сложных мыслительных операций. Сторонники цифровизации, в том числе и те, что принимают решения, готовы подчиниться диктату Искусственного Интеллекта просто потому что это модно, круто и всё больше распространено на Западе. Под влиянием тотальной цифровизации деформируется и личность человека, причём это признают не только противники цифровизации, но даже её горячие сторонники. Так, несколько лет назад на традиционном деловом завтраке, организованном Сбербанком в рамках Всемирного экономического форума в Давосе, прозвучал доклад «Личностная трансформация в цифровую эпоху». По данным ряда социологических служб (Ромир, 2021), значительная часть граждан России (до 40 процентов) считает, что цифровизация вредна, потому что стирает личные границы, делает ненужными миллионы работающих людей, заменяя их роботами, ухудшает уровень образования, способствует развитию лени, уменьшает количество живого общения, понижает общий культурный уровень, превращает детей и молодых людей в аутичные изнеженные существа. Люди, сидящие в социальных сетях, нередко боятся высказать своё мнение с определённостью, поскольку опасаются сетевой травли и изоляции. Может ли в подобных условиях полноценно развиваться личность?
Если мы хотим, чтобы идея совершенствования человека как личности стала национальной идеей, способной, подобно локомотиву, вытянуть всю систему из кризиса, мы должны законодательно и фактически изменить условия жизни, чтобы Цифра не обезличивала человека, не загоняла его в электронный концлагерь, не уродовала его внутренней мир. Мы должны принять решение создавать такие условия, при которых человек сможет расти и подниматься над собой. Свобода личности от электронного гнёта должна быть узаконена и гарантирована, а человек – иметь возможность быть собой и проявлять свои взгляды без риска быть затравленным за непохожесть. Цифровизация, проникшая во все поры жизни, удобна и облегчает получение любой необходимой информации, но – нужно признать, она высушивает человеческую душу. Альтернативой этому процессу высушивания в природе является естественное увлажнение. Если применить метод аналогий, то в общественной сфере влагой жизни является гуманитарное образование, которое должно не только передавать знания, но и воспитывать гуманного человека. Это позволит уравновесить издержки, которые неизбежно несёт в себе царство Цифры.
Цифровизация, изначально подразумевающая экономию времени при решении многих проблем, во многих случаях привела, напротив, к потере времени. Периодическое зависание компьютеров, необходимость выслушивать длинные рекламные тексты при телефонных звонках в различные коммерческие организации, практически ежедневно совершать множество онлайн-платежей –это огромное количество действий, которые приводят к потере времени и сил, утрате целостности и измельчанию человека. Он превращается в вынужденное обслуживать компьютер раздробленное существо, нередко теряющее способность вообще что-то делать с самим собой и со своей судьбой. Решить проблему помог бы подход, аналогичный тому, что в МФЦ называется принципом единого окна, когда государство или мощная компьютерная платформа взяли бы на себя оплату за самые разные услуги, исключив возможность мошенничества.
Другая важнейшая сторона практической реализации национальной идеи в России – среда, в которой человек себя проявляет. Какую Россию мы хотим построить? Россию, где мегаполисы и малые города равномерно распределены по всему необъятному пространству нашей Родины и где человеку, выбравшему судьбу жителя деревни или малого городка, предоставлены нормальные условия для жизни? Или Россию, состоящую из 10–12 мегаполисов, куда стянуто большинство населения и где эти люди, помещённые в почти одинаковые дома, работают и тратят заработанное на развлечения? Есть ли шанс совершенствовать свою личность в такой обезличенной противоестественной среде, где всё заточено на выкачку из каждого человека почти всех финансовых ресурсов? Вопрос риторический: очевидно, что такая среда рассчитано на человека-потребителя, а не постоянно совершенствующегося творца. Однако на пути свободного развития личности встала группа людей, мечтающих ради собственного обогащения направить развитие России по пути урбанизации и мегаполисов. Если она победит, любые планы, предполагающие развитие страны через развитие человека, можно похоронить.
Можно немного помечтать и спросить себя: похожи ли мы хоть чуть-чуть на Америку, где владение собственным домом – важнейший ингредиент американской мечты? И если мы не хотим задохнуться в тесных квартирах огромных мегаполисов, где уличная атмосфера напоминает толчею Казанского вокзала, то каким должен быть этот дом? Экономическая ситуация в стране едва ли позволит иметь большинству отдельные коттеджи. К тому же расселение людей в отдельно стоящие, огороженные высокими заборами дома будет способствовать формированию чуждого для России «хуторского сознания». Но если не дома-монстры с глазницами окон в «человейниках» и не разбросанные коттеджи, то что же лучше всего решит жилищную проблему страны, давая возможность жить и развиваться людям? На наш взгляд, хорошим выходом из проблемной ситуации могло бы быть массовое строительство агрогородков по белорусской стратегии, как вокруг больших городов, так и вдали от них. А темпы строительства в мегаполисах необходимо постепенно замедлить, перенеся главное направление усилий на развитие села, возведение агрогородков и развитие малых городов. Необходимо принять законы, которые поставили бы твёрдый заслон превращению Москвы в разновидность градостоительного монстра а-ля Рио-де-Жанейро – Сан-Паулу, по числу жителей уже достигшего 50 миллионов человек.
Образ жизни, стресс и демография
Национальная идея тесно связана с понятием образа жизни. Она должна удлинять жизнь, как в Японии, а не сокращать, как у нас. Образ жизни – это сочетание привычки к работе с привычкой отдыхать определённым образом, построенное как движение человека к определённой цели. Это отношение к себе и к другим людям. Это система поступков и внутренних склонностей к чему-либо. Это сознательно сформированные программы, следуя которым человек развивает те или иные черты. Сегодня одна из главных проблем самых разных людей – стресс, приводящий к истощению личностного потенциала. Причина стресса в необходимости очень много работать – и для выживания (люди с малым достатком), и по причине соковыжимающей корпоративной культуры, и в силу алчности богатых людей, которые хотят стать ещё богаче и для этого беспощадно эксплуатируют своих сотрудников. Личность, в значительной степени подверженная стрессу и ведущая нездоровый образ жизни, не может рассчитывать на высокое положение на шкале самосовершенствования.
К сожалению, культура индивидуального здоровья пока не есть русская национальная добродетель. На стресс сильнейшим образом влияет информационная среда в России – голос диктора и быстро сменяющиеся визуальные и музыкальные заставки, создающие огромное напряжение, новостная строка в Интернете, где каждый заголовок излучает сенсационное неблагополучие, в основе которого –вовсе не желание обратить внимание на национальные программы, а «продать» новость, испугав или заинтересовав потребителя нездоровой скандальной информацией. В СССР, при всех сложнейших перипетиях национальной истории, начиная с 50-х годов стресса как изматывающего фактора национальной жизни не было. Новости по радио и со страниц газет излучали бодрость и уверенность, что мы идём от хорошего к лучшему и что все трудности будут преодолены. И они, эти трудности, преодолевались, отчасти из-за высокой трудовой мотивации работоспособного населения, а отчасти из-за строгого контроля и дисциплины. Русский трудовой стиль обусловлен крестьянскими истоками земледельческого труда – большое напряжение во время уборки урожая и долгое расслабление между трудовыми циклами. Тяжёлый труд сменялся отдыхом, сопровождающимся вознаграждением в виде полученного урожая и короткими праздниками. Тогда это не изматывало, как сегодня, потому что деревенская жизнь проходила в целительных пространствах российской природы, но в городах было намного труднее. Вспомним, сколько разночинцев рано ушло из жизни в том же Петербурге, потому что жизнь бедных людей в большом городе была весьма тяжела и изнурительна. Слова героини романа Достоевского «Преступление и наказание» Катерины Ивановны Мармеладовой: «Надорвалась!» – как нельзя лучше характеризуют этот стресс бедневших дворян и разночинцев XIX века. Сегодня в российских больших и малых городах похожее мироощущение имеют миллионы людей.
Необходимо вырабатывать национальный здоровый образ и стиль жизни и научиться решать задачи не на бегу, часто направленном не на цель, а в сторону от неё, но в режиме «быстрой ходьбы», как в СССР ( ходьба – в переносном смысле). Какой государственный или общественный институт возьмётся за эту задачу? Альтернатива решения данной проблемы – демографическая катастрофа, ожидающая страну. О ней хорошо сказал исследователь Юрий Крупнов:
«С наших территорий Нечерноземья постоянно выезжают – в Москву и Питер, а также на ПМЖ за границу. В итоге эти земли опустыниваются, становятся всё более безлюдными. Хотя это территория русской идентичности… Мы выглядим просто нелепо на своей огромной территории, как одинокий хоккеист, играющий сам с собою на большой хоккейной площадке».
Противостоять демографической катастрофе можно только всем миром, причём этот мир должен состоять из ответственных и способных к деятельному состраданию людей. Совершенствование личности обязательно должно предполагать воспитание этих качеств.
Сергей Ключников
Наука и Религия №12 2022г.