В российских СМИ довольно часто можно встретить информацию об открытии новых духовных обителей православия и мусульманства, в то время как буддисты подобными новостями делятся не часто.
Открытие же нового монастыря и вовсе является знаковым событием в масштабах всей страны. Не удивительно, что создание в России нового крупнейшего буддийского монастыря не могло остаться без внимания широкой общественности.
Торжественное открытие крупнейшего в нашей стране буддийского монастыря в Кызыле, столице Тувы, состоялось 28 апреля. Интересно отметить, что самой идее возведения новой духовной обители уже более 30 лет. Впервые она возникла после визита в Туву Далай-ламы XIV, состоявшегося в сентябре 1992 года.
Духовный лидер всех буддистов планеты не только лично благословил проект, но и дал ему название – «Тубтен Шедруб Линг». В переводе на русский язык оно означает: «Обитель объяснения и практики учения Муни». Именно этот титул носил легендарный Будда Гаутама, основатель одной из трёх крупнейших религий современного мира. Но, несмотря на столь высокое духовное покровительство, финансовые средства на постройку монастыря в необходимом количестве удалось собрать лишь в 2014 году, после чего начались работы по возведению обители. Храмовый комплекс получился действительно впечатляющим. Его общая площадь превысила 9,3 гектара, а высота главного здания больше 56 метров. Это высота одиннадцатиэтажного жилого дома. При строительстве храмового комплекса строители учли повышенную сейсмическую опасность региона. Благодаря применению новейших строительных технологий опасность, исходящая от землетрясений, монастырю не грозит.
По своей архитектуре Тубтен Шедруб Линг во многом напоминает дворец самого Далай-ламы в Тибете, его отделку проводил известный российский скульптор, заслуженный художник РФ Даши Намдаков. Выражая свою полную поддержку созданию нового буддийского монастыря в Туве, Далай-лама XIV в тожественной обстановке в своей резиденции в индийском городе Дхарамсала вручил делегации буддистов из Кызыла частицу праха Будды. Впоследствии она была заложена в основание статуи Будды внутри монастыря. Надо сказать, что новый храмовый комплекс станет не только крупнейшей духовной обителью всех буддистов России, но и масштабным культурным и выставочным центром. На первом этаже главного здания комплекса будет развёрнута обширная экспозиция, демонстрирующая более трёх тысяч предметов из Национального музея республики. В частности, верующие буддисты получат редкую возможность своими глазами увидеть множество различных религиозных книг, написанных на старо-монгольском и тибетском языках, а также уникальное собрание тибетских духовных тексов с записью слов самого Будды. Эти литературные памятники были найдены учёными в 1970‑х годах неподалёку от села Кунгуртуг.
Сначала монастырь планировали открыть зимой, во время празднования тувинского нового года Шагаа, но впоследствии из-за объективных причин организационного характера торжественная дата была перенесена на 28 апреля. Праздник посетили представители руководства большинства буддийских регионов нашей страны, включая священнослужителей Алтая, Бурятии и Калмыкии. Законодательная власть была представлена депутатами Госдумы РФ. Отдельную благодарность руководство нового монастыря выразило представителям Культурного Фонда имени Кужугета Шойгу, выступившего спонсором возведения новой обители.
От имени организации приветственную речь произнесла Ксения Шойгу. Творческую элиту на мероприятии представили скульпторы и художники, участвовавшие в создании, отделке и росписи масштабного религиозного комплекса. Первая часть торжественной церемонии открытия монастыря, начавшаяся в 10 часов утра, прошла за стенами храмового комплекса, а вторая – внутри него. Главным событием стало заложение святых мощей Будды Шакьямуни, вывезенных из Тибета Далай-ламой XIV в 1959 году, в главную статую храмового комплекса. В ходе мероприятия глава Тувы Шолбан Валерьевич Кара-оол произнёс торжественную речь, в которой подчеркнул: «Монастырь объяснения и практики учения Будды Шакьямуни должны стать местом не только религиозного притяжения. Здесь будут постигать философию и медицину, перенимать драгоценные знания у лам мирового уровня. Храм, возведённый для Тувы, должен стать совершенно новым витком в развитии буддизма. Он способен поддерживать самые разные его сферы: религию, философию, науку». Слова высокопоставленного чиновника не разошлись с делом. Уже на другой день после праздничных мероприятий в монастыре прошли первые молебны, которые планируется проводить по три в сутки. Поскольку ни один монастырь не может существовать без монахов, в духовной обители будут постоянно проживать и отправлять религиозные ритуалы 15 человек. Из них шесть новоявленных монахов прибыли непосредственно из горных тибетских монастырей, а остальные оказались выбраны из числа лучших тувинских монахов. Предполагается, что со временем количество обитателей монастыря может увеличиться до 30 человек.
Надо сказать, что буддийские монастыри на территории Тувы имеют глубокие исторические корни, они – неотъемлемая часть традиции и духовной культуры местного населения. Первые буддийские монастыри по своей форме сильно отличались от современных, которые мы хорошо знаем. В основном это были специальные юрты, в которых монахи кочевали вместе со своими феодалами и знатными ламами. Как самостоятельные архитектурные сооружения буддийские монастыри в Туве стали появляться лишь в начале XVIII века.
Первым из них стал Эрзинский монастырь, основанный в 1722 году. Спустя более чем пятьдесят лет, в 1773 году, был образован Самагалтайский монастырь. За основу постройки взяли китайское зодчество с характерными пирамидально расположенными друг над другом черепичными крышами с загнутыми углами. Интересно отметить, что в то далёкое время буддийские монастыри, как в Туве, так и в Монголии, кроме культово‑религиозной, играли и торговую роль. На их территории находились крупные ярмарки, где местное население могло приобрести необходимые товары. Здесь же при необходимости судьи вершили свой справедливый суд.
Об этой стороне жизни буддийских монастырей в Туве подробно писал в своих работах известный этнограф прошлого В. П. Ермолаев. Кроме функции духовных обителей, ярмарок и судов, культовые комплексы оказались центрами народной медицины. Каждый тувинский монастырь в прошлом обязан был иметь собственного «штатного» лекаря, знающего основы тибетской медицины, которая, как считалось в этих местах, способна излечить практически все заболевания. В свою очередь богатые семьи из местных народов старались отдать своих детей в монастыри, где они должны были постигать грамоту. Обычно для обучения принимались мальчики семи-десяти лет. Таким образом, в прошлом буддийские монастыри в Туве были важнейшими религиозными, торговыми и медицинскими центрами, почитаемыми у местного населения. Однако после революции 1917 года советские власти решили уничтожить их буквально на корню. Последний буддийский монастырь в Туве был уничтожен в роковые для страны 1930‑е годы. Но свято место, как известно, пусто не бывает, и спустя почти столетие монастырская жизнь в Туве закипела вновь. В новом храмовом комплексе предполагается возродить все основные традиции буддийских монастырей прошлого. В ближайшем будущем на территории монастыря предполагается открыть учебный центр для новых послушников.
Святым защитником монастыря Далай-лама назначил Шестирукого Махакалу. Его статую из меди с позолотой высотой в один метр изготовили мастера в Непале. Божество будет оберегать дхарму – духовное учение буддийских монахов. Можно только порадоваться развитию духовной жизни и созданию нового буддийского монастыря в Туве.
Дмитрий СОКОЛОВ
Источник: НиР № 6, 2023