Международный конкурс детского творчества «Красота Божьего мира» проходит с 2005 года в рамках Международных Рождественских образовательных чтений.
В нём принимают участие учащиеся из образовательных организаций России и стран зарубежья всех уровней, юным художникам – от девяти до 17 лет, и в своих работах они демонстрируют не только художественные таланты, но и глубокое понимание христианской культуры.
Общая тематика конкурса определяется памятными в истории страны и православия датами. Например, Отечественная война 1812 года, четырёхсотлетие Дома Романовых, тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира… В 2022 году наша страна отмечала 600 лет со дня обретения мощей преподобного Сергия Радонежского, и конкурс был посвящён игумену земли Русской.
В последнее время многие пытаются переписать мировую историю. Подрастающее поколение в наше время – наиболее продуктивная социальная группа, и наша задача не дать им забыть этот великий и трудный период в истории страны, оградить подрастающее поколение от попыток подмены исторических фактов, предоставить возможность узнать подлинную историю нашей Страны и нашего Народа. Одной из важнейших проблем преподавания истории в школе стала проблема мотивации ученика. Как правило, её сводят к сдаче ЕГЭ. В обществе существует проблема исторической неграмотности. Упал интерес к истории страны у подрастающего поколения. А ведь это – будущее страны, от грамотности юного поколения будет зависеть положение страны на мировой арене, социальное и экономическое развитие государства. Складывается опасность для общества, ведь незнание истории своей страны ведёт к губительным последствиям для общественного развития, гражданским войнам, социальным конфликтам. Уязвимым классом в этой проблеме является подрастающее поколение, учащиеся школ, так как недостаток знаний позволяет навязать идеологию извне и приводит к плачевным последствиям. Изучение истории способствует духовному и умственному развитию общества, обогащает и совершенствует его мировоззрение. Формирует историческую память и историческое сознание, что ведёт к сплочению народа, помогает не допускать социальных конфликтов в обществе. У нас есть прошлое, у нас есть корни. Мы получили богатую культуру в наследство от предков, а с помощью истории мы можем узнать, как всё это создавалось.
Подобные конкурсы позволяют, в первую очередь, вовлечь подрастающее поколение в самостоятельное изучение своей истории. Ребёнок, приступая к созданию работы (рисунка, рассказа), должен обратиться к учебникам по истории, прочитать дополнительную литературу, познакомится с той эпохой, которую хочет представить. В процесс создания работы вовлекается не только сам автор, но и окружающие его люди: педагог, родители, друзья, одноклассники. Через ребёнка происходит преобразование, в форме катехизации, того социума, в котором он находится и с которым взаимодействует.
Чтобы привлечь подрастающее поколение к изучению и сохранению истории нашего народа, нами был запланирован и проведён Международный конкурс детского творчества «Красота Божьего мира», посвящённый игумену земли Русской преподобному Сергию Радонежскому. Сам бренд конкурса существует уже 17 лет. Каждый год под этим брендом мы проводим мероприятия, направленные на духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения, приобщение детей к истории и культуре своей Родины. В прошлом году мы объединили художественный и литературный конкурсы. Основная идея нашего Проекта – через творчество подрастающего поколения осветить исторический период, в котором жил преподобный Сергий Радонежский. Духовный собиратель русского народа, с которым связаны культурный идеал Святой Руси и возникновение русской духовной культуры (и русской культуры вообще), период преобразований, касающихся развития культурной сферы русского общества. К сожалению, подрастающее поколение плохо знает свою историю, культуру, традиции.
Одним из условий проведения конкурса является заранее запланированный приезд его победителей на церемонию награждения. Значительное влияние на формирование личности оказывает фон группы, коллектива, его творческая атмосфера, создание которой – такая же важная педагогическая задача, как и задача формирования личностных качеств.
Во время пребывания победителей в Москве для них специально организуется культурно-образовательная среда для творчества и общения. Участники конкурса на семь дней превращаются в единую разновозрастную и многонациональную семью. Это позволяет им освоить новые для себя социальные роли, обменяться впечатлениями, расширить кругозор, испытать позитивные эмоции от эстетического переживания. Такие коммуникативные связи способствуют накоплению и трансляции опыта художественного творчества от человека к человеку, от поколения к поколению.
Награждение победителей первого этапа конкурса проводится в епархиях Русской Православной Церкви. Награждение победителей второго этапа – в Москве во время Международных Рождественских образовательных чтений.
Педагогическое сопровождение участников социокультурной практики на этом не заканчивается. Для победителей Конкурса разрабатывается специальная экскурсионная программа по Москве и Санкт-Петербургу. Ребята посещают крупнейшие музеи страны: музеи Московского Кремля, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Музей-заповедник «Царицыно», Государственная Третьяковская Галерея, Государственный исторический музей, Музей истории Москвы, Музей «Палаты бояр Романовых». Также обязательной частью программы становится посещение Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. А в Санкт-Петербурге – Эрмитаж, Петергоф, Государственный музей-заповедник «Павловск», Храм Спаса-на-Крови, Исаакиевский собор и, конечно, Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра. Во всех музейных комплексах специально для участников конкурса разрабатываются экскурсии, обеспечивающие расширение кругозора, культурологическое и православное просвещение, изучение истории выстраивания отношений Русской Православной Церкви и Российского государства.
Конечно же, проводятся выставки лучших работ победителей и участников конкурса. Представляя работы детей на художественных выставках, мы тем самым помогаем юным художникам почувствовать свою востребованность в современном обществе и создаём среду для их творческого общения во время мастер-классов, которые являются важным условием конкурса как педагогической системы. Мастер-классы по акварели позволяют юным художникам получить новые знания и вывести свои творческие работы на новый уровень. Для победителей проводятся занятия совместно с «Академией акварели и изящных искусств Сергея Андрияки». На занятиях ребята, осваивая технику многослойной акварели, совершенствуют навыки в области изобразительного искусства. Посещая учебные классы и музейно-выставочный комплекс, где представлены работы педагогов и учеников – выпускников академии, они погружаются в специально спроектированную культурно-образовательную, творческую среду. В Санкт-Петербурге такой мастер-класс ежегодно проводится на старейшем в Европе, первом и одном из крупнейших в России предприятии по производству художественных фарфоровых изделий – Императорском фарфоровом заводе. Здесь ребята, активно и эмоционально насыщенно взаимодействуя друг с другом и специалистами – знаменитыми художниками, приобретают навыки росписи по фарфору. Также для них организуются экскурсии по цехам предприятия.
Одно из направлений конкурса – рассказ. Литературные работы, написанные юными авторами, позволяют доступным языком транслировать дополнительную информацию своим сверстникам, побуждают их своим примером создавать подобные рассказы.
Работы участников конкурса наполнены одухотворённостью, эстетикой, индивидуальностью, представляют во всей полноте красоту Божьего мира, широко транслируют эмоционально-ценностное отношение вовне, дополняя и созидательно преобразуя культурно-образовательную среду.
Начиная с 2011 и по 2015 год, совместно с Комитетом рекламы, информации и оформления города Москвы, столица украшалась к Рождеству и Новому году работами победителей и участников конкурса. Такое доверие и уважение к участникам конкурса со стороны различных социальных институтов – свидетельство его важности в деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
иеромонах Трифон (Умалатов),
сопредседатель Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира», руководитель сектора мероприятий и конкурсов Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, президент АНО «Поколение»
Источник: НиР № 6, 2023
На фото: Варфоломей и Ангел. Ксения Гаврилова, 17 лет, Орловская епархия