Резные иконы известной новосибирской художницы Ларисы ИВАНОВОЙ обладают особой энергетикой, мгновенно притягивают внимание.
Традиция резной иконописи пришла на Русь из Византии фактически вместе с православием, но у каждого художника свой подход и стиль. Стиль Ларисы Васильевны узнают во всём мире, созданные ею образы поистине оживают на глазах…
Работа художницы была благословлена Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II, её произведения известны по всей России и за рубежом. Хотя, отмечает Лариса Васильевна, родной Новосибирск пока «спит, как медведь в берлоге», но уже начинает просыпаться, а в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге работы Ларисы Ивановой всегда ждут с нетерпением, припадают к ним, как к источнику, спасаясь от духовной жажды.
Сегодня создаётся мало рельефных икон, это трудный вид творчества для иконописца, фактически – двойная работа. Сперва создаётся резной образ, соответствующий всем канонам, да так, чтобы с любого ракурса на него можно было смотреть – и лик не искажался. А дальше нужно этот образ расписать так, чтобы не испортить резьбу и сохранить, повторить тот же «стереоскопический» эффект. За счёт сочетаниях двух этих сложных техник у зрителя появляется ощущение, что икона действительно оживает. «Если писаная икона – окно к Богу, – поясняет Лариса Иванова, – то здесь, получается, святые уже выходят из этого окна к нам на физический план».
Образы приходят к художнице во снах, окутанные Фаворским светом, и поначалу эти явления пугали Ларису Васильевну, но затем пришло более глубокое понимание происходящего. Художница цитирует Первое послание апостола Павла к коринфянам: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». То есть, объясняет она, чудеса происходят не по желанию человека, а по великой милости Божией.
Лариса Иванова закончила Новосибирское художественное училище, правда, по специальности художник – оформитель витрин и интерьеров торговых помещений, а это совсем другая реальность, абсолютно иное направление декоративно-прикладного искусства.
В 1999 году начала создавать мягкие картины – они в какой-то степени выражают философию жизни самой художницы, транслируя в мир мягкие женские энергии, вечную женственность. В этой технике Лариса Иванова создала две коллекции, в них тоже есть иконы, но в основном – символы, отсылающие нас к основным ценностям человечества. Художница убеждена, что именно через женщину в мир приходят любовь, добро и милосердие. Сама она состоялась не только как живописец: у Ларисы Васильевны трое дочерей и семь внучек! А её супруг Анатолий Ширяев принимал непосредственное участие в творческом процессе, выполняя резьбу.
Кстати, резьба занимает больше всего времени. Например, создание масштабного резного образа может занять и полгода. Но сейчас художница использует специальный станок, который может справиться с такой задачей за неделю. В дальнейшем уже основа дорабатывается, шлифуется и расписывается. Поскольку сюжеты довольно часто повторяются (например, одних только икон «Спас Нерукотворный» Лариса Иванова создала более сотни), необходимы матрицы – вырезанные из кедра или липы первоосновы, по которым уже делаются все последующие варианты образа.
Одной из самых сложных для выполнения оказалась для художницы икона «Благодатное небо» (Жена, облечённая в солнце), на которой Богородица стоит на полумесяце, в горящем ореоле. «Отверстые Небеса подарили мне возможность созерцать чудо! Яркий свет с Небес! Сама Царица Небесная с Богом-Младенцем на руках. Полное ощущение Божественной Благодати и дивного благоухания. Два Ангела держали корону над её головой, а один Ангел держал корону над головой Богомладенца. Икона излучала такой ослепительный Свет, что глаза просто не способны были её созерцать. Просто какое-то Царство Света! Меня постоянно сопровождало чувство благоговения и страха пред величием Бога…» – такое видение посетило художницу, когда она перечитывала Откровение Иоанна Богослова. Она поняла, что обязательно должна написать этот образ. Однако были и сомнения: всё-таки «Откровение» – это повествование о «последних временах», на пороге которых мы, по мнению многих, уже стоим, и обращение к этому источнику возлагает немалую ответственность. В конце концов на эту работу было получено благословение, и появился потрясающий по красоте и силе образ.
Многие иконописцы в дни напряжённой работы придерживаются строгого поста, Лариса Васильевна тоже переходит на особый режим – пьёт много воды и даже употребляет лёд – таково в этот момент её внутреннее горение!
Сейчас Лариса Васильевна планирует открыть школу живых икон, чтобы обучать молодых художников сложной технике, в которой работает сама.
Очень большое значение для Ларисы Ивановой имеет проект «Синяя Птица», цель которого – использование уникальных природных, экологических и культурных ресурсов Сибирского региона для обучения Любви и Добру как главному созидательному началу жизни человека; оздоровления детей и взрослых; развития и реализации творческого потенциала; освоения основных принципов здорового образа жизни; установления и развития семейных, национальных и межнациональных связей. Всё это значится в описании проекта. Проект предусматривает создание Международного духовно-оздоровительного центра для детей и взрослых.
Вот что пишет об этом Лариса Иванова: «Пришло время, когда каждый должен открыть в себе тот центр притяжения, те энергетические полюса, которые помогут ему правильно ориентироваться в жизни и найти Бога внутри себя, найти Его в окружающем мире. Божественность человека невозможно объяснить как нечто удалённое от него самого. Человек живёт благодаря воплощённой в нём искре Творца. Сам Иисус свидетельствовал о людях: “…не написано ли в законе вашем: – “Я сказал – вы боги!”” (Ин 10:34). И всё, что нам нужно развить, мы несём в себе, а Духовное пробуждение подобно снятию покрова с источника Света.
Мы всегда должны помнить о том, что лежит в основе нашего существования, и жить осознанно. Так как в каждом создании изначально заложена идеальная форма, следуя Божественному замыслу, она стремится обрести завершающий вид уже здесь, на земле. Это относиться к любой форме существования. Единственный ключ к пониманию – Любовь, и совсем не важно, что мы хотим постичь: другого человека, законы природы, растения, животное или научные принципы – Любовь приведёт нас к полной гармонии. Любовь всё слышит и познаёт Сердцем. И благодаря Любви и гармонизации нам открывается доступ к любым знаниям и информации, находящихся вне пределов Времени и Пространства… Мысль единого Бога создала прекрасный мир – райский сад, и задача людей, пройдя через дуальность, через страх и разделение, вернуться в Рай, где царит Единство, Любовь и Красота!»
Образ Синей Птицы как таинственного проводника в мир тонких, Божественных энергий Лариса Иванова воссоздаёт и в стихотворных строчках:
Глаза закрываю: передо мной
Всполохов синих зарница.
Что ж мне не спится? Ответь,
Не таи, Синяя Птица,
Взмах сияющих крыл могучий,
Навстречу заре иди!
Сибири новой заря восходит,
Мрак, тень – позади.
Край любви моей заповедной,
Мечты моей вечный зов,
Рек и озёр серебристые глади
Да сень вековых лесов.
Я верю и знаю – время настало,
Стою у отверстых Врат,
И Синяя Птица крылом осеняет
Воскресший мой Китеж-град!
Город прекрасный, людям планеты
Пример – как на свете жить,
Души очистив, открыть их для Света,
Верить, Творить и Любить.
Повесть о Синей Птице напишет –
Время на белый лист,
А Город-Мечту на земле построит тот,
Кто душою чист.
Дмитрий АРМЕНСКИЙ
Источник: НиР № 6, 2023
На фото: Богоматерь Толгская и Георгий Победоносец