(Продолжение)
Метеорология (физика атмосферы)
На Земле происходит множество природных явлений, которые подтверждают, что мир устроен очень разумно, а значит – разумным Существом.
Например, пространство Вселенной пронизано космическими лучами, а в Солнечной системе ещё и ультрафиолетовым и рентгеновским излучением Солнца. Все эти излучения настолько мощные, что являются губительными для живых организмов. Но если кем‐то было принято решение о сотворении жизни на Земле, и наша планета по многим показателям для этого идеально подходила, то нужно было ещё создать необходимые дополнительные условия, при которых эта жизнь была бы возможна. Прежде всего необходимо было создать мощную защиту от губительной космической и солнечной радиации, обеспечивающую не только появление живых организмов, но и их дальнейшее развитие.
Такие условия были созданы именно на нашей планете! Во‐первых, Земле «посчастливилось» стать обладательницей мощного магнитного поля, которое во много раз превышает мощность магнитных полей всех планет земной группы – Меркурия, Венеры и Марса. Это не случайно. Магнитное поле – первый и достаточно эффективный защитный экран, предохраняющий планету от космических лучей и солнечного ветра.
Во‐вторых, у Земли появилась атмосфера – газовая оболочка, окружающая планету. Она была сформирована гораздо позднее магнитного поля Земли. Почему именно в такой последовательности, мы обсудим позже, при рассмотрении этапов развития жизни на нашей планете. Атмосфера поглощает внешние космические излучения, и прежде всего ультрафиолетовое излучение Солнца, защищая всё живое на Земле. На Марсе, например, атмосферы практически нет, а магнитное поле Красной планеты в 500 раз слабее магнитного поля Земли. Поэтому на Марсе нет жизни. Видимо, Марсом никто не занимался. А вот Землёй Кто‐то постоянно занимается, занимался и, очень надеюсь, ещё долго будет заниматься. И имя Ему – Бог.
От Солнца на Землю поступает огромное количество тепла и света. Земля принимает их – и практически сразу возвращает часть тепла во Вселенную в виде инфракрасного излучения. Солнечное тепло накапливается в основном в нижних слоях атмосферы. Но если это тепло не удерживать, то после захода Солнца планета начнёт очень быстро остывать до температур, которые могут быть некомфортными для живых организмов. Как решить эту проблему? Великий разум решил её довольно изящно – с помощью атмосферы.
Солнечные лучи нагревают поверхность земли, и при температуре примерно 25°C вода начинает испаряться с открытой водной поверхности морей, рек, озёр и с поверхности почвы и поднимается вверх в виде пара. Поскольку в верхних слоях атмосферы температура воздуха гораздо ниже, чем на поверхности земли или океана, пар быстро охлаждается и конденсируется в мельчайшие капли воды и кристаллы льда, образуя высоко над землёй облака. Наряду с атмосферой планеты облака частично задерживают избыточные тепло и свет, идущие от Солнца, тем самым оберегая Землю.
Однако облака выполняют и множество других функций. К примеру, иногда идёт дождь. Если мы зададимся вопросом, зачем идут дожди, то, возможно, не сразу найдём правильный ответ.
Примерно 70 процентов поверхности Земли занимают моря и океаны, остальная часть поверхности планеты – это суша. Часть суши омывается водами морей и океанов, но их солёная вода не может быть той живительной влагой, которая так нужна растениям и животным. На суше имеются реки и озёра с пресной водой, пригодной для питья. Поэтому не случайно самая буйная растительность произрастает по берегам рек и озёр, то есть вблизи пресной воды.
Вместе с тем на Земле существуют большие территории, где поблизости нет ни рек, ни озёр, но растительность там всё равно активно произрастает. Даже та, которая не имеет мощной корневой системы, способной добывать воду на большой глубине. Как организовать полив растений, удалённых от источников воды? Конечно, с помощью дождя!
С этой целью создана замечательная по своему техническому исполнению и огромная по своему масштабу система, в которой солёная морская вода испаряется, и водяной пар, освобождённый от соли, поднимается ввысь. С увеличением высоты понижается температура воздуха, поэтому пары воды начинают конденсироваться и собираться в облака. При насыщении облаков молекулами воды она собирается в капли, которые набирают определённую массу и отрываются от облака, падая на землю дождём и орошая участки как с естественными водоёмами, так и те, где нет ни рек, ни озёр.
То есть Кто‐то разумный и могущественный создал систему, распределяющую воду по поверхности земли. Дожди обильно орошают землю. Но в знойных пустынях дождя и снега практически не бывает, поэтому там совсем мало растений и достаточно скудный животный мир.
Дождевая вода в пустынях испаряется гораздо раньше, чем достигает корней растений, поэтому некоторые представители немногочисленного животного и растительного мира получили определённые способности, позволяющие выживать в этих очень непростых условиях. Например, верблюд может запасаться водой на несколько дней, а верблюжья колючка имеет очень длинную корневую систему, достигающую 25 метров. И разве может всё это быть случайным или само собой получившимся? Конечно нет! Это творение Великого разума и великой силы – Бога.
На Земле существуют времена года – лето и зима, весна и осень. Если весной и летом все деревья на планете распустили бы свои листья, а осенью и зимой они бы эти листья потеряли, то кислородный баланс на планете тоже менялся бы скачкообразно. Осенью и зимой кислород, который, наряду с фитопланктоном, обитающим в океанах, производят растения и деревья, мог бы оказаться в дефиците, а весной и летом – в избытке. В этом случае животные и человек испытывали бы дискомфорт, а вполне возможно, и погибли бы от резкого изменения состава воздуха.
И здесь тоже необходимо было решение Великого разума для обеспечения постоянного состава воздуха, в котором кислород занимает примерно 20 процентов.
Для достижения постоянного химического состава воздуха необходимо было сделать так, чтобы количество деревьев и растений, производящих кислород из углекислого газа, зимой и летом было примерно равным. Кроме того, нужно было создать и механизм, заставляющий мощные движущиеся потоки воздуха перемешиваться, сохраняя постоянный химический состав воздуха. При этом эти мероприятия необходимо было организовать на всей планете таким образом, чтобы и через миллионы, и через миллиарды лет запущенные процессы не останавливались и не изменялись.
Вот такая непростая задача. Возможно ли её решить? Да, но только Богу! Для этого Он просто наклонил земную ось к плоскости орбиты Земли, что привело к изменению угла падения солнечных лучей в зависимости от положения Земли на орбите.
Наклон оси планеты обеспечивает смену времён года, то есть приход весны или лета в Северное полушарие одновременно с приходом осени или зимы – в Южное. Одновременное наступление противоположных времён года в Северном и Южном полушариях привело к непрерывному движению воздушных потоков на планете изза неравномерного нагрева атмосферы и поверхности земли и океанов. Определённый наклон оси планеты – это оригинальное решение сверхсложной задачи по обеспечению стабилизации химического состава воздуха и созданию комфортных природных условий жизни на Земле.
Представьте себе – всего лишь наклон оси Земли! Блестящее решение! Но это решение нужно ещё и исполнить. И это, конечно, под силу только Тому, Кто создавал этот мир – от мельчайших фундаментальных частиц и до Вселенной. Только Он – Бог – может решать проблемы такой сложности и достигать поставленных целей.
Химия
Химия – наука о веществах, их составе, строении, свойствах и превращениях, ведущих к изменению их состава. Химия изучает вещества на атомно‐молекулярном уровне и рассматривает превращение одного или нескольких веществ в другие вещества в процессе химических реакций.
Предметом изучения химии являются прежде всего химические свойства веществ. Мы знаем, что каждое вещество на планете имеет свои специфические свойства, присущие только ему. Известно, что серебряные ложки чернеют, железо – ржавеет... Всё это – проявление свойств веществ, которые происходят не случайно, а в определённых условиях и с предсказуемым результатом. Но как
это происходит? Каким образом атомы различных веществ, отличающиеся друг от друга только количеством одинаковых протонов, нейтронов и электронов, при определённых условиях проявляют себя столь специфически и предсказуемо? Как можно было создать столь разнообразный окружающий мир из совокупности атомов, состоящих из протонов, нейтронов и электронов? Что или Кто побуждает вещества демонстрировать различные свойства, которые проявляются как цвет, вкус, звук, изменение температуры или запах?
К примеру, водород (Н) – это самый лёгкий газ. Он имеет свои специфические физические и химические свойства. Водород не имеет цвета, вкуса и запаха, но среди газов обладает самой высокой теплопроводностью, хорошо растворяется во многих металлах. Водород – самый распространённый химический элемент во Вселенной. Его доля в составе звёзд, планет, космической пыли и межзвёздного газа составляет 88,6 процента от всех имеющихся атомов. Водород входит в состав практически всех органических веществ на Земле и присутствует во всех живых клетках, в которых атомы водорода составляют почти 63 процента от общего числа атомов.
Кислород (О) в нормальных условиях – это тоже газ без цвета, вкуса и запаха, но в условиях низких температур он может быть жидкостью светло‐голубого цвета или твёрдым кристаллом светлосинего цвета. Кислород – самый распространённый элемент в земной коре. В составе коры Земли более 1500 соединений с кислородом, который составляет около 47 процентов её массы. В атмосфере содержание свободного кислорода – 20,95 процента по объёму и 23,1 процента по массе.
Однако при соединении двух газов, водорода и кислорода, образуется жидкость – вода (Н2О), которая обладает другими химическими и физическими свойствами. Вода имеет отличное от газообразных веществ агрегатное состояние. Таким образом, мы видим, что в ходе химической реакции двух веществ, состоящих из однородных элементов, образуется третье вещество с другими физическими и химическими свойствами. При этом атомы исходных химических элементов образуют молекулы нового вещества – воды.
Вместе с тем, если соединить водород с хлором (Cl), который в нормальных условиях представляет собой ядовитый газ, то можно получить концентрированную соляную кислоту (НCl), известную нам со школьной скамьи, которая может вступать в активную реакцию со многими веществами.
При соединении хлора с щелочным металлом натрием (Na) мы получим то, что находится на каждом обеденном столе – поваренную соль, или хлорид натрия (NaCl). Именно он придаёт солёный вкус блюдам при их приготовлении или воде в морях и океанах. Хлорид натрия имеет свойства, совершенно отличные и от хлора, и от натрия.
Важно отметить, что при химических реакциях тех или иных химических элементов не случайно, а вполне предсказуемо образуются новые одинаковые вещества с одинаковыми свойствами. Следовательно, процессы образования веществ подчиняются каким‐то правилам. Но кто установил эти правила? Кто из одинаковых по видам частиц создал столь многообразный мир?
Ответ только один, и я не сомневаюсь в его достоверности. Только Бог, Всесильный и Всезнающий.
Ботаника
На нашей планете, по данным на декабрь 2023 года, 377 218 видов растений. Они разные по размерам, видам, строению и свойствам... Поэтому на планете растут нежные орхидеи и гигантские секвойи, клевер и громадный баобаб, пшеница и чудодейственный женьшень...
Считается, что простейшие одноклеточные живые организмы появились на земле 3,7–4,1 миллиарда лет назад и по своему строению напоминали бактерии. Они не имели обособленного ядра, но, как утверждают учёные, уже питались органическими и минеральными веществами, растворёнными в океане. Затем у них образовалось обособленное ядро, заработала система обмена веществ, и появилась способность к размножению.
Что явилось фактором, запустившим этот очень непростой процесс? Каким образом из комбинации атомов химических веществ и молекул вдруг появилось нечто, способное двигаться, питаться и размножаться, передавая потомству свои свойства и характерные черты?
Более того, у некоторых организмов появился зелёный пигмент (хлорофилл), при участии которого под воздействием света происходит сложный химический процесс преобразования неорганических веществ в органические, в том числе превращение воды и углекислого газа в кислород. Это явление получило название фотосинтеза.
Фотосинтез – единственный источник кислорода на нашей планете. Именно благодаря этому уникальному и чрезвычайно сложному процессу миллиарды лет назад в атмосфере Земли появился кислород, необходимый для существования живых организмов. Кроме того, под действием солнечного излучения часть кислорода в верхних воздушных слоях, превращаясь в озон, образует так называемый «озоновый щит», который предохраняет Землю от вредных ультрафиолетовых лучей Солнца. Фотосинтез существует на протяжении 3,5–4 миллиардов лет и является обычным делом для простейших организмов. Современным учёным удалось воспроизвести ключевой этап реакции фотосинтеза в лабораторных условиях. Тем самым наша цивилизация стала на шаг ближе к созданию доступного топлива с помощью искусственного фотосинтеза из воды и солнечного света. Однако этот процесс до сих пор не удалось поставить на поток.
При фотосинтезе в растениях под воздействием солнечного света происходит расщепление молекул воды и молекул углекислого газа. Однако эти молекулы крайне стабильны, и расщепить их искусственно исключительно энергией солнечного света представляется чрезвычайно сложной задачей, над которой уже более 200 лет бьются учёные всего мира.
Использовать солнечный свет для искусственного производства водорода и кислорода, сжигание которых позволит получать воду и дешёвую энергию,– вполне понятное желание. Однако на сегодняшний день человечество не располагает технологиями, позволяющими воспроизводить процесс фотосинтеза в промышленных масштабах, преобразуя углекислый газ и воду в водород и кислород.
А зелёные растения такие «технологии» имеют, и с их помощью они ежегодно поглощают из воздуха 300 миллиардов тонн углекислого газа и выделяют в атмосферу 400 миллиардов тонн кислорода. Огромные цифры! И это длится уже миллиарды лет!
Неужели нам ещё далеко до одноклеточных и растений? Или мы не высшие и не самые разумные существа на планете? Они могут это делать и делают ежесекундно, а мы – нет. Я без всякого сомнения отдаю приоритет человеку перед бактериями. Но при этом глубоко убеждён, что реакция фотосинтеза не могла появиться у бактерий и растений случайно. Выдающийся русский учёный, специалист по физиологии растений и фотосинтезу К. А. Тимирязев назвал роль фотосинтеза «космической», поскольку он связывает Землю с Солнцем (космосом), обеспечивая приток энергии на планету*.
Это не могло произойти без вмешательства Бога. Только в Его власти вдохнуть жизнь в комбинацию атомов и молекул, только Он способен дать возможность живым организмам двигаться, питаться, дышать и размножаться. Именно Он создал живые бактерии, водоросли и растения. Только Богу это было под силу.
Продолжение следует
___________
*Фролова Л. А. – К. А. Тимирязев. Исторический очерк.
Тимур ТИМЕРБУЛАТОВ (Мон Тирэй)