Место женщины в истории и её социальное положение в разные эпохи - основное направление научных интересов историка Анны ЛАРИНОЙ. Она пишет книгу и ведёт исторический блог
«Молодым везде у нас дорога!..» – пелось в популярнейшей песне В. Лебедева-Кумача, некогда известной всему Советскому Союзу. К сожалению, в современных российских реалиях молодым специалистам делать карьеру нелегко, особенно в области гуманитарных наук. Однако наша сегодняшняя героиня – достойный пример быстрого и успешного старта на избранном профессиональном поприще, соединившем в себе творческое и научно-исследовательское начало. Историк Анна ЛАРИНА не так давно сама ещё была студенткой РГГУ, но уже создаёт собственные просветительские онлайнкурсы. В своих видеозарисовках для блога она легко и доступно рассказывает о мировоззрении людей прошлого и социальной истории.
– Анна, расскажите, когда и как Вы заинтересовались именно женской историей?
– Когда я на первом курсе пришла к своей научной руководительнице, у меня было три идеи: писать про самозванчество, про фаворитизм или про женщин Древней Руси. Больше всего меня интересовала третья тема, потому что, учась в школе и просто читая литературу, я до конца не могла уяснить для себя положение женщины в Древней Руси – некоторые биографии я встречала, но хотелось изучать этот вопрос масштабно.
С первого по четвёртый курс я занималась женщинами X – начала XX века, а потом перешла на перестройку. Стало интересно взяться за более неосвещённую тему и изучить визуальный образ женщины в период перестройки. М. С. Горбачёв писал, что демократизация общества невозможна без повышения роли женщины; поэтому главный вопрос был в том, как эта идея реализовалась на практике, как и насколько роль женщины была отражена в телепередачах и журналах того времени.
– Гендерные исследования – наука сама по себе молодая и в нашей стране пока что развита значительно меньше, чем на Западе. Чем, на Ваш взгляд, важны гендерные исследования? Чем они отличаются от более ранних женских исследований?
– Когда исследователи обратились к женской истории, их в первую очередь интересовал вклад женщин в общую историю. Была задача вернуть женщинам историю – и одновременно вернуть женщин в историю. Исследовать биографии выдающихся женщин, тех, кто привнёс значительный вклад в развитие общества, изучать, как менялись положение и роль женщин как социальной группы, исторический опыт женщин, развитие женского движения.
Из женских исследований развиваются гендерные исследования, которые, помимо женских, включают в себя и мужские (тему отцовства, например). Гендер неразрывно связан с нашей действительностью, с тем, какие социальные гарантии и правовую базу предоставляет государство.
В мировой культуре есть устоявшиеся представления о том, как нужно вести себя женщине и кто такой настоящий мужчина. Ожидания и нормы, образцы поведения, которые предъявляет к человеку общество, и есть гендер. Это социальный пол. И он гибкий, он меняется и зависит от организации и культуры общества – в отличие от пола биологического.
– Вы молодой специалист, но уже пишете книгу для одного из крупнейших российских издательств о выдающихся женщинах прошлого. Расскажите, в чём особенность вашего исследовательского подхода, какова основная концепция будущей книги?
– Я пишу книгу для девочек в соавторстве с психологом и писателем Татьяной Григорьян. Наша главная цель – показать девочкам, что можно быть разными. Хочется, чтобы у них были ориентиры, примеры женщин разных профессий, характеров и представлений о счастье.
В книге будут ещё практические и творческие задания. Во‑первых, это делает процесс чтения увлекательней, а информация лучше закрепляется. Во‑вторых, задания помогут девочкам прислушаться к себе.
– Я так понимаю, Ваша книга для девочек строится на живых исторических примерах, которые могут вдохновлять молодое поколение. Расскажите подробнее о некоторых своих героинях. Чьи судьбы и почему Вас саму больше всего заинтересовали? Какие имена, на Ваш взгляд, станут открытием для Вашей потенциальной читательской аудитории?
– Да, примеры героинь прошлого меня саму очень вдохновляют. И это одна из целей книги – вдохновить девочек заняться творчеством, наукой, политикой – чем угодно! Начать делать то, что нравится, не бояться осуждения, слушать себя.
В книге мы стараемся выдержать баланс и дать биографии разных героинь, разного социального положения и судьбы. В первом томе, который хронологически завершается XVIII веком, много биографий цариц и тех, кого знают в массовой культуре: царевна Софья, Елена Глинская, Екатерина II… Это правительницы, но мне очень нравится, что мы говорим не просто об их политике, а раскрываем их личностно, рассказываем о малоизвестных эпизодах их жизни.
Есть и имена, которые удивят, – например, Татьяна Прончищева, которая первой вместе с мужем отправилась в полярную экспедицию в Арктику.
Через судьбы героинь рассказывается и история эпохи – например, будет в нашей книге баба Дарьица – знахарка, которая, по слухам, гадала самому Борису Годунову, и на примере её истории мы расскажем, как происходила борьба с колдовством в XVII веке.
– Вы также ведёте обучающие онлайн-курсы по женской истории и русскому эпосу. Расскажите подробнее, какие темы Вы освещаете как преподаватель?
– Первый проект, который я создала, был связан с былинами. Фольклор и мифология – второй мой большой интерес с детства, и в нём я, несомненно, также обращаюсь к гендерному аспекту. На курсе по былинам мы разбираем, например, что кроется за образами богатырш, какие представления о женской роли можно найти в былинах.
Курс по женской истории рассказывает о положении женщины с XII по XIX век, законах и обычаях, которые регулировали её жизнь, а также общественных представлениях и ожиданиях, связанных с женской ролью.
При создании курсов я придерживаюсь того же подхода, что в книге или в блоге: рассказываю легко, увлекательно и доступно, с обилием примеров из жизни. С помощью деталей исторической реальности понимаешь, насколько история близка к настоящему. Это помогает понять её и перестать относиться к ней как к чему-то книжному и отстранённому.
– Давайте немного поговорим о Вашем блоге. Ведь это весьма редкое сочетание – практикующий исследователь и популярный блогер с аудиторией в 170 тысяч подписчиков. В чём секрет успеха Вашего исторического блога? Какие темы вызывают наибольший отклик?
– Как я уже сказала, я говорю о сложном увлекательно – вернее, даже не говорю, а показываю, потому что мой блог начинался и продолжается в видеоформате. Аудитории нравится погружаться в историю вместе со мной: я наряжаюсь героиней прошлого, которая убегает из дома за образованием (Софья Ковалевская) или совершает аферу (Сонька Золотая Ручка). Визуализирую известные всем эпизоды – такие, как, например, Крещение Руси. Ролики я дополняю постом, где можно прочитать подробнее о том или ином эпизоде или факте истории и найти дополнительную литературу. Постоянная рубрика блога – это истории известных и малоизвестных женщин, вдохновляющие или заставляющие задуматься, а также разрушение исторических мифов. Например, в топе всегда подмена Петра и «сожжение им несчастных 300‑летних старцев». Случаи из жизни историка тоже многим интересны и вызывают отклик – знаю, что меня смотрит много коллег-гуманитариев.
– Легко ли совмещать такие два, казалось бы, противоположных жанра – развлекательный блог и серьёзные научные исследования?
– Наверное, совмещать эти два направления мне помогло то, что блог я начала вести ещё во время учёбы в университете, он органично влился в мою жизнь. Если хотите делиться чем-то важным и вам это нравится, – значит, впишете в график. Кроме того, когда мне пишут: «После твоего блога мне стала нравиться история, я захотела её изучить» или «Спасибо, что раскрываете неизвестное», – это очень вдохновляет продолжать. Когда видишь, что твоя деятельность находит отклик и важна, появляются и силы, и время, и вдохновение.
Беседовала Мария ЛЕОНОВА
Источник: НиР № 3, 2023