• +7 (495) 911-01-26
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Картины, написанные сердцем

Картины, написанные сердцем

Искусство ‒ документальное свидетельство эпох, событий, личностей. Подчас событий и эпох столь трагических 

и личностей столь масштабных, что только так, через художественное переосмысление, а не через буквальную прорисовку деталей, и можно их выразить. Именно такие свидетельства были представлены зрителям минувшей осенью в Музее Востока.

Уникальная выставка впервые познакомила Россию с творчеством Аиши Каддафи – дочери выдающегося политического деятеля, лидера Ливийской джамахирии Муамара Каддафи, убитого 20 октября 2011 года в результате срежиссированной извне гражданской войны. Организованная фондом «Русское Ближневосточное общество» и лично его руководителем Игорем Спиваком при поддержке Министерства иностранных дел РФ, Советского фонда мира и Российского творческого союза работников культуры, выставка стала важным международным событием ‒ и ещё одним кирпичиком в выстраивании прочных отношений России со странами Ближнего Востока.

Аиша Каддафи имеет степени магистра международного права и доктора криминальной психологии, она была успешным адвокатом, дипломатом и общественным деятелем, обучалась военному делу и даже считалась одним из возможных преемников лидера Ливийской джамахирии. Отойдя от политики, четыре года назад она впервые взяла в руки кисти, и теперь выражает себя через живопись. Она мастерски соединяет экспрессионизм и символизм, использует технику коллажа, графику, акриловую и масляную живопись. Её картины, пропитанные духом арабской культуры и отражающие современную жизнь стран Ближнего Востока, уже получили широкое мировое признание. По словам кураторов выставки, полотна Аиши ярко свидетельствуют о силе женского творческого начала, бросающего вызов общественным нормам, об уникальности женского взгляда на мир. В их основе – сложный духовный опыт, полученный художницей и преобразованный ею в искусство.

Через свои работы Аиша откровенно говорит и о своих личных переживаниях, и о судьбе своей родины, находя в себе силы переработать трагический опыт в нечто прекрасное и созидательное, чтобы снова и снова напоминать человечеству о непоправимых ошибках, которые оно с таким упорством совершает.

В ходе спровоцированной Западом гражданской войны Аиша потеряла многих близких людей и вынуждена была покинуть родную страну. Только самые сильные личности способны проживать и преобразовывать такие потрясения подобным образом, сохраняя стойкость духа и достоинство. «Могу сказать, что эти картины написаны не рукой, а моим сердцем, ‒ говорит Аиша. ‒ Как вы знаете, произошло жестокое преступление. Оно было задокументировано в моих работах, отразивших мой голос, память и мысли».

На московской выставке впервые было представлено большое полотно, на котором изображены тела отца и брата Аиши в момент, когда они были варварски выставлены для всеобщего обозрения. Рядом – кучка виновных в этом преступлении, снимающих происходящее на телефоны и получающих отчётливую подпитку от зелёного доллара… Кстати, Муамар Каддафи призывал арабский мир отказаться от ничем не обеспеченной американской валюты и заменить её «золотым динаром». Увы, этим планам не довелось сбыться. Вероятно, расстановка сил в мире сегодня была бы иной.

Аиша – человек-символ. Вот что говорит о ней организатор выставки Игорь СПИВАК: «Всё, что она делает, каждое её высказывание ‒ если не прямое, то через творчество, ‒ играет огромную роль. У Советского Союза была традиция поддерживать наших ближневосточных друзей, в частности Ливию, и Россия, я думаю, должна продолжить эту традицию, но поддерживать тех, кто отвечает взаимностью. Сейчас в Ливии, можно сказать, замороженная гражданская война. Нет внутреннего консенсуса, потому что нет той фигуры, которая бы всех объединила. Точнее, это могут быть Аиша (многие называют её „матерью Ливии” или её брат, пользующиеся гигантской поддержкой внутри страны. Но противники клана Каддафи делают всё, чтобы они не могли высказываться. Творчество Аиши особенно важно в этом контексте. Я надеюсь, что все эти препятствия будут преодолены, но впереди, конечно, много вызовов. Наша выставка ‒ один из больших шагов к тому, чтобы этот процесс стал публичным, проявился на политическом ландшафте. Это выставка-манифест!»

Дмитрий АРМЕНСКИЙ

Источник: НИР № 12, 2024


© 2025 Наука и религия | Создание сайта – UPix