• +7 (495) 911-01-26
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Кольца времени

Кольца времени

Живопись Анны Осиповой самобытна и насквозь пронизана национальными мотивами, глубокой любовью к родной культуре и народной памяти. Так было не всегда,

 в юности тянуло, напротив, к западным образцам, но с каждым годом зов крови становился всё сильнее. Это изменило саму суть творчества Анны.

Она не помнит, кто именно, мама или папа, дал ей кисть в руки. Родители Анны – известные якутские художники, всю свою жизнь посвятившие живописи. К сожалению, мама, Зинаида Курчатова, умерла очень рано, а вот папа, Афанасий Осипов, народный художник СССР, очень много занимался с дочкой. Вот только уходя на пленэр в горы, маленькую Аню с собой не брал. Это было уже позже, когда она стала студенткой художественного института, и тогда она поняла, почему: груз, который нужно было нести с собой, – холсты, подрамники, краски, провизию на десять дней и прочие необходимые вещи, – не поддался бы девочке. Да однажды и взрослая Анна чуть не упала в пропасть: отец спас её тогда своей молитвой.

В юности очень хотелось попасть во Францию, вдыхать воздух, которым дышали Матисс, Гоген… Но, прожив два года в Париже, Анна едва ли не каждый день плакала, вспоминая родную Якутию. Включала якутскую этническую музыку, одевалась в национальные одежды, которые привезла с собой… Ей казалось, что так она становится ближе к любимой родине.

Сейчас Анна живёт и работает в Санкт-Петербурге, но на месте ей не усидеть: «Все мои путешествия по Монголии, Тыве, Хакассии, Алтаю, Казахстану вдохновляют меня, я восхищаюсь, как величайшая скифская культура оказала влияние на формирование таких разных народов. Все мы братья и сёстры на этой планете» – сказала она в одном из интервью. Её картины представлены в различных музеях мира и многих частных коллекциях, но творчество её всегда обращено к корням, причём не только чисто якутским, со всеми присущими её родной Якутии нюансами, легендами, бессмертным эпосом, но и восходящим к другим культурам, так или иначе перекликающимся, родственным, взаимообогащающимся. На её полотнах встречаются самые разные эпохи и народы…

Но что движет художником, когда он берётся за тот или иной сюжет? Ведь как думает не-художник: какой красивый пейзаж, его непременно нужно написать! Так же до поры до времени думала и Анна. Вот как она говорит об этом: «Когда я писала родную Якутию и наши национальные традиции, я писала то, что видела. Сейчас же я пишу то, что чувствую и знаю. Эти образы приходят в предрассветное время, на грани сна и яви. А дальше – моя задача: дать им пластическое решение, собрав в единую композицию». Тут нужно сказать, что Анна Осипова – художник в широком смысле этого слова: она владеет витражной техникой, умеет вязать, пробует свои силы в резьбе по дереву. Опыт создания витражей позволяет художнице ясно представить синтез образов, сделать разбивку по цвету, построить композицию.

Разрабатывая в живописи тему единого начала, Анна много работает с научными источниками. Классические труды Льва Гумилёва, современная научная литература по археологии, геологии, истории давно уже стали неотъемлемой частью её творческого процесса. С большим интересом она участвует в научных диспутах с археологами, историками, философами, искусствоведами, смотрит документальные фильмы об истории и культуре народов. Сюжеты архаических мифов, легенд и сказаний, история древних окуневской, тагарской, пазырыкской культур наложили отпечаток на сюжеты её картин.

Однако этнографическая точность – не приоритет для Осиповой. Она так и говорит об этом: «Я не стремлюсь вдаваться в этнографию, для меня гораздо важнее идея». А идея у художницы – самая что ни на есть гуманистическая: показать единство народов, единые корни разных уникальных этносов, красоту Вселенной, рассказать о любви и нежности… В одной работе художница подчас сочетает, наслаивает друг на друга символы, петроглифы разных народов, приметы культур разных эпох. Так, в диптихе «Мамонт» используются очень похожие друг на друга чукотские и монгольские петроглифы. Анна говорит: «Я могу смешать в одной работе скифов, индейцев и мамонтов, разные века, цивилизации, образуя кольца времени. Но на горизонте неизменно остаётся родной ландшафт: якутские горы, написанные по воспоминаниям о совместных пленэрах с отцом».

Валерия ДАРАГАН

Источник: «НиР» № 10, 2023

На фото: картина «Перелёт» Анны Осиповой


© 2024 Наука и религия | Создание сайта – UPix