• +7 (495) 911-01-26
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Дубна: история вечного города

Дубна: история вечного города

В современном мире мало городов, которые можно было бы назвать «вечным городом». Дубне повезло: пока существует наша цивилизация Человечество будет помнить о ней!

Спрóсите, как такое возможно? Сегодня мы расскажем об истории этого города – настоящего родника научной мысли России.


Мирный атом

На планете не существует второго населённого пункта, чьё имя было бы увековечено как название химического элемента. Благодаря научным изысканиям именно в Дубне начиная с 1970‐х годов было получено несколько элементов периодической таблицы Д. И. Менделеева. Один из них, под номером 105, полученный в 1970 году группой академика Г.Н.Флёрова, в 1997 году получил название «дубний». Это эпохальное событие навсегда внесло Дубну в список городов, память о которых будет сохраняться на протяжении всего существования человечества. Впоследствии в Объединённом институте ядерных исследований (ОИЯИ) на ускорительном комплексе У‐400 Лаборатории ядерных реакций имени Г.Н.Флёрова были открыты ещё шесть элементов периодической системы Д. И. Менделеева – 113, 114, 115, 116, 117 и 118.

Но Дубна славится не только открытиями в области фундаментальной физики и ядерных исследований. В её научных учреждениях и на промышленных предприятиях за более чем 65 лет существования города было сделано немало выдающихся научно‐технических открытий, имеющих стратегическое значение для развития науки, техники и обороноспособности нашей страны. Сегодня научные разработки, инновационные решения и промышленная продукция предприятий города пользуются заслуженным спросом у специалистов Росатома, Министерства обороны и Министерства науки и образования. Но все эти достижения учёных Дубны не были бы возможны без появления в 30‐е и послевоенные годы прошлого века идеологии создания на территории Советского Союза специализированных научных и научно‐производственных поселений. Особое внимание уделялось военной тематике, а также прорывным идеям для промышленности, энергетики, авиационной и космической отраслей. Первым направлением, получившим развитие на территории современной Дубны в 1930‐е годы, стала авиационная промышленность. В городе были заложены основы отечественных гидросамолётов с удобной испытательной базой на Иваньковском водохранилище. В послевоенный период мощным импульсом в развитии наукограда стал образованный на его территории академический комплекс, специализирующийся на исследованиях в области ядерной физики. Следующим этапом в жизни города стало создание предприятий ракетно‐космической отрасли. Город сумел объединить в себе три главные составляющие успешного наукограда: науку, производственную базу и образование. Появление же в городе в 2000‐х годах технико‐внедренческой зоны вывело город в лидеры наукоградов России. При этом парадокс состоит в том, что хотя официально город был образован в 1956 году, его настоящая история начинается на несколько веков раньше.


Древняя крепость

Согласно летописным источникам, регион Тверского Поволжья, к которому относится территория современной Дубны, к середине XIII века был плотно заселён славянскими и финно‐угорскими племенами. По данным историков, впервые люди появились в этих местах в каменном веке, постепенно осваивая территорию отступающего ледника. Наиболее древние археологические находки были обнаружены в институтской части города. В основном ими стали образцы древнего оружия, орудия труда, а также примитивные украшения. Первые племена финно‐угров и мерян появились в устье реки Дубны около 1300 лет назад. Тексты Новгородской летописи свидетельствуют о том, что в 1134 году здесь уже существовало поселение, вошедшее в историю средневековой Руси как древнерусская Дубна. По версии историков, это был небольшой сторожевой город, занимавший площадь около шести гектаров. Гарнизон крепости осуществлял таможенные сборы с товаров, следовавших из городов и монастырей Ростово‐Суздальского княжества в Великий Новгород. По мнению краеведов, крепость располагалась на территории современной Дубны в районе улицы Ратмино. Древний город был хорошо укреплён, имел насыпной вал, высокие деревянные стены и глубокий ров, заполненный водой. С тыльной стороны крепостных стен располагался посад, на ме‐
сте которого в наши дни находится церковь Похвалы Пресвятой Богородицы. К сожалению, в 1216 году древняя Дубна была сожжена и больше не восстанавливалась. После разорения крепости в устье реки Дубны на месте её слияния с Волгой возникло крупное село Городище. К XIX веку на месте современной Дубны располагались лишь несколько дворянских усадеб, которые в первые годы советской власти были национализированы.


Канал Москва–Волга

Важной вехой на пути появления города стало строительство канала Москва–Волга. Сооружение этой важнейшей для страны водной транспортной магистрали вернуло Дубненскому краю уникальную роль связующего звена Московского региона с бассейном реки Волги, которую он играл в Средние века. Решение о строительстве канала Москва–Волга было утверждено 15 июня 1931 года на Пленуме ЦКВКП(б). Поводом для принятия данного решения стал доклад Л.М.Кагановича, в котором отмечалась острая нехватка в Москве питьевой воды, а также необходимость создания прямой судоходной трассы из Москвы в Волгу, протекающую в 120 километрах от столицы. В начале XX века суточное потребление жителями столицы воды составляло 65 литров вместо требуемых 600 литров. К 1936 году Москве в сутки требовалось 650 тысяч кубометров воды. Существовала реальная угроза, что однажды москвичи «выпьют целиком Москву‐реку». Постройка же канала Москва–Волга давала городу дополнительно жизненно необходимые 1250000 кубометров воды в сутки. Не менее остро стоял вопрос появления кратчайшего водного пути из Москвы‐реки в Волгу. До появления канала Москва–Волга корабли ходили в Волгу в обход через Москву‐реку и Оку. Начиная с 1937 года водный путь из Москвы в Ленинград и в бассейн Белого моря стал короче на 1100 километров. Глубина канала позволяла пропускать крупные грузовые и пассажирские речные суда. Проектирование канала Москва–Волга началось 1 июня 1932 года. Курировать сооружение этого важного стратегического объекта было поручено Народному комиссариату внутренних дел (НКВД) под руководством Г.Г.Ягоды. В свою очередь начальником строительства канала Москва–Волга был назначен старший майор госбезопасности Л. И. Коган. Благодаря этому сооружению вода в реке была поднята на 18 метров, создав водохранилище объёмом 1 миллиард 120 миллионов кубических метров. Из Иваньковского водохранилища в Москву ежесекундно поступает более 100 кубометров воды. Масштабы проведённых работ впечатляют: 11 шлюзов, три железобетонные плотины, 14 земляных плотин и дамб, пять насосных станций, 15 гидроэлектростанций, 19 железнодорожных и шоссейных мостов, два тоннеля и два путепровода, аванпорт, Северный речной вокзал, 14 паромных переправ, 12 пристаней и остановочных пунктов, маяк, водопроводная и очистительная насосные станции, водоспуски и водосбросы и множество других технических объектов. Причём каждое из перечисленных сооружений создавалось с применением самых передовых технологий на вторую половину 1930‐х годов. К 17 апреля 1937 года канал наполнили водой, а 1 мая 1937 года по нему пошли первые суда. При этом интересно отметить, что если на сооружение Панамского канала протяжённостью 81 километр было затрачено 30 лет, то постройка 128 километров канала Москва–Волга заняла немногим менее пяти лет!


Основание города

По официальным данным, 24 июля 1956 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий посёлок преобразуется в город Дубно, а позднее передаётся из Калининской в Московскую область. В его состав вошли также посёлок Большая Волга, деревни Ратмино, Ново‐Иваньково, Александровка, Юркино и Козлоки. В 1958 году он стал называться «Город Дубна», а его развитие обуславливалось начавшимся расширением ОИЯИ, который, по замыслу его основателей, должен был стать крупнейшим мировым научным центром, где сотрудникам из разных стран мира обеспечивались самые благоприятные условия для научно‐технической деятельности и жизни. В свою очередь на левом берегу реки Волги в соседнем с Дубной посёлке Иваньково вторая половина 1940‐х и 1950‐е годы стали определяющими для производственной деятельности авиапредприятия. Осенью 1946 года сюда, в соответствии с решением Правительства СССР, из немецких городов Дессау и Гале вместе с оборудованием, машинами, станками прибыли немецкие специалисты. Были организованы два смешанных ОКБ, которые возглавили немецкие главные конструкторы Б. Бааде и Г. Рессинг, а также А. Я. Березняк, создавший в 1941 году вместе с А. М. Исаевым первый отечественный реактивный боевой самолёт. К 1951 году общими усилиями коллективов было изготовлено девять различных модификаций экспериментальных боевых самолётов. В том же году авиационному предприятию было поручено начать изготовление нового типа оружия – крылатых ракет, разработанных ОКБ‐155 А. И. Микояна. На авиационном заводе для доработки технической документации создаётся филиал этого КБ, который возглавил А. Я. Березняк. Во второй половине 1950‐х годов коллектив предприятия разработал собственное изделие – ракету П‐15, предназначенную для Военно‐морского флота. Именно с неё началось создание ракетного оружия страны. Успехи авиаконструкторов МКБ «Радуга», возглавляемого А. Я. Березняком, в создании в 1950–1960 годах ракет, авиационного и морского базирования сделали конструкторское бюро и авиазавод ведущими предприятиями в разработке и продвижении данного вида вооружений. В 1972 году оба предприятия объединяются в дубненское производственно‐конструкторское объединение «Радуга». С 1971 по 1980 год авиастроители Дубны разработали и освоили производство 15 различных ракетных комплексов и авиационных систем. В 1973 году начинается разработка противокорабельного комплекса «Москит», который и до сих пор остаётся грозным оружием Военно‐морских сил России. Быстрыми темпами велись работы по созданию одной из уникальных ракет авиационного базирования Х‐55, которые поступили на вооружение советских стратегических бомбардировщиков Ту‐95 и Ту‐160 в 1980‐е годы, продолжая решать оборонные задачи в наши дни. Не отставали и другие предприятия города. Приборный завод «Тензор» к середине 1980‐х годов стал одним из ведущих предприятий отрасли по развитию и производству систем внутриреакторного контроля для атомных электростанций СССР и социалистических государств Восточной Европы. На дубненской земле прочно утвердились коллективы НИИ «Атолл» и Центр космической связи «Дубна». В НИИ «Атолл» были разработаны первые гидроакустические системы контроля водных акваторий, омывающих нашу страну. ЦКС «Дубна» становится крупнейшим в Европе телепортом, что в последующем имело большое значение для развития города.


Барды и первые дискотеки

Благодатные 1970‐е годы стали временем интенсивного развития социальной сферы Дубны. В это время город одним из первых стал
зачинателем дискотечного движения. Находясь на довольно значительном расстоянии от Москвы, город Дубна не страдал культурным провинциализмом. Наоборот, москвичи порой не имели тех возможностей встреч с известными и выдающимися деятелями культуры и искусства, которыми располагали дубненцы. В 1960‐е годы в Советском Союзе появилось понятие физиков‐лириков. Во многом это определение относилось к Дубне. Ни в одном другом городе страны не было сконцентрировано такого количества учёных‐ядерщиков, в гости к которым приезжали легендарные поэты, писатели, актёры и певцы тех лет. Жители города в шутку утверждали, что в Дубне особый воздух, вдохновляющий учёных на открытия мирового уровня, а поэтов – на создание великолепных стихов. Неоднократно посещавшие наукоград Владимир Высоцкий, Андрей Вознесенский, Александр Городницкий и Белла Ахмадулина полностью разделяли это мнение. Дубна отвечала своим почитателям такой же искренней любовью. Когда в 1963 году Андрей Вознесенский подвергся резкой критике руководства страны, на его защиту стеной встали физики‐ядерщики Дубны Е. А. Горская и В. А. Щёголев при активной поддержке академика Г. Н. Флёрова. В благодарность Андрей Вознесенский написал несколько стихотворений, посвящённых учёным города. По их мотивам Юрий Любимов в 1965 году поставил на сцене легендарного Театра на Таганке знаменитую пьесу «Антимиры». Примечательно, что именно Андрей Вознесенский первым познакомил Владимира Высоцкого с Дубной, представив его своим друзьям из ОИЯИ. Со временем Владимир Семёнович искренне полюбил город на Волге и его талантливых жителей. Во время частых посещений наукограда В. С. Высоцкий неизменно останавливался в номере 326 гостиницы «Дубна». Поэт настолько проникся научными идеями физиков‐ядерщиков Дубны, что посвятил им несколько своих песен. В память о посещении В. С. Высоцким Дубны по предложению местных жителей в 2003 году в городе была открыта аллея имени поэта, а в 2008 году установлен памятник.


К новым вершинам

В 1998 году город был признан лучшим в России по благоустройству. Своеобразным рубежом в истории Дубны стал 2001 год. Город получил до 2025 года статус наукограда, а с 2002 года приступил к выполнению утверждённой Президентом
программы своего развития. Первые пять лет её реализации вывели Дубну на новую качественную траекторию экономических и социальных преобразований. В городской экономике закрепились наметившиеся стабилизационные процессы. Удалось восстановить и развить городскую инженерную и социальную инфраструктуру, улучшить материальную базу учреждений общего образования и университета «Дубна», придать импульс развития многим высокотехнологичным производствам, рождённым в научно‐производственном комплексе Дубны, сформировать современную инфраструктуру поддержки малого инновационного предпринимательства, создать положительный имидж города, сделать его привлекательным для притока инвестиций в экономику. Вместе с тем в недрах программы наукограда родился проект, устремлённый в будущее Дубны, – создание Российского центра программирования, ставшего с 2006 года ключевым элементом формирования в городе особой экономической зоны технико‐внедренческого типа. Именно этот проект определил контуры стратегии развития наукограда на все последующие годы. Сегодня Дубна – современный, стремительно развивающийся наукоград, чьи научные разработки и высокотехнологические изделия ценятся во всём мире.

Дмитрий СОКОЛОВ


© 2025 Наука и религия | Создание сайта – UPix