• +7 (495) 911-01-26
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Тренировка воли

Тренировка воли

Википедия, обобщающая мнения различных психологических школ, определяет волю как 

«способность человека принимать решения на основе мыслительного процесса и направлять свои мысли и действия в соответствии с принятым решением». Из этого определения уходят факторы внимания, осознанности и усилия, которые пронизывают любое волевое действие, а также фактор цели, без которого любое усилие становится слепым. Можно определить волю как способность человека преодолевать препятствия с помощью сознательных усилий.

Существует несколько разновидностей воли. Можно говорить о внешней воле, направленной на мир и преодоление объективных препятствий (ею обладают люди, склонные к внешней деятельности, – военачальники, управленцы, бизнесмены), и внутренней, направленной на собственное тело, эмоциональные состояния или мысли, к которой склонны спортсмены, монахи, йоги, мастера боевых искусств. Разумеется, представители внешней воли нередко прибегают к внутренним усилиям, когда им нужно сдерживать свои эмоции или заставлять себя делать то, что не хочется, а мастера внутренней воли направляют её вовне, когда нужно действовать в сложной среде. Воля может быть направлена на преодоление обстоятельств, но нередко и на то, чтобы сломить сопротивление другого человека, и это происходит сплошь и рядом.

В противоборстве двух или нескольких воль побеждает тот, чья воля сильнее. Иногда сила такой воли – это терпение (вспомним китайскую пословицу: «Если долго сидеть на берегу реки, то можно увидеть, как мимо проплывёт труп твоего врага»). Иногда воля в борьбе с другим человеком оказывается сильнее другой воли, потому что её носитель более трудолюбив, нежели его противники.

Вспомним противоборство двух людей с сильной волей – Троцкого и Сталина. Первый был, наверное, более образованным человеком, прочитал больше умных книг, лучше говорил и писал. Но он предпочитал яркие выступления на митингах рутинным административным задачам. А второй не боялся самой сложной работы и брался за любое дело, которое ему поручали советские власти. В конце концов его безотказную самодисциплину и трудолюбие судьба и люди оценили таким образом, что отдали в его руки власть на целых тридцать лет.

Бывают ещё воля кратковременная, или взрывная, предполагающая мгновенные усилия (например, прыжок с высоты в экстремальной ситуации) в их максимальной полноте, и долговременная, которая требует от человека регулярного, но дозированного напряжения (каждодневные тренировки спортсмена). Взрывная воля нужна в минуты опасности, а в повседневной ситуации полезна долговременная, возобновляемая воля, которую можно назвать терпением. Близко к этим характеристикам и деление воли на жёсткую, с неизбежным насилием над собой (как правило, она сопровождается мышечными зажимами и полной отдачей всех сил), и мягкую, когда вложение сил частично, а человек просто собран (тело при этом может быть расслаблено, как у мастера боевых искусств). И, наконец, ещё две разновидности воли – воля эгоистическая и воля духовная, или высшая. Это деление фиксирует два источника воли – эгоистическое «я» человека и его духовное «я». Человеческое «я», совершая усилие, всегда примешивает к этому эгоистические мысли, чувства и побуждения. Не всякая эгоистичность является деструктивной. Таковою она становится, если реализация человеческих планов наносит вред другим людям, это, например, стремление к власти или обогащению любой ценой. Она может быть недостаточно моральной и духовной, недостаточно эволюционной, но при этом вовсе не ведущей к немедленному разрушению. Но эгоистическая воля не имеет поддержки со стороны высшего «я», а когда становится деструктивной, то включается механизм тонкого противодействия злу (человек, лишившийся покровительства высшего «я», может испытывать сильные угрызения совести или вступить в полосу длительных неудач, потерять вдохновение и харизму).

О высшем духовном смысле, который человек получает, занимаясь полезным трудом ради блага людей, рассказывает следующая индийская притча:

Кто вкусит плоды

Однажды раджа, проезжая на колеснице по своим владениям, увидел старика, который усердно трудился на земле.

– Что ты делаешь, почтенный? – спросил раджа.

– Сажаю ореховые деревья, – ответил крестьянин.

Раджа удивился:

– Ты же человек довольно преклонного возраста! Зачем же тебе сажать эти деревья, которые так долго растут?

Ведь ты не воспользуешься плодами своих трудов, не увидишь, как вырастут деревья, и не вкусишь спелых орехов!

– О, владыка, те, кто жил до нас, так же, как и я, сажали молодые саженцы, а мы собирали плоды с выросших деревьев. Теперь мы сажаем, а те, кто будет жить после нас, тоже смогут наслаждаться орехами с новых деревьев, которые посадили мы.

 

Целесообразная природа воли

В мире преобладают два односторонних представления о воле. Первое видит в ней механизм подавления и обуздания, подобно укрощению диких зверей. Второе связывает волю с насильственным продвижением вперёд, сравнимым с тем, что происходит, когда человек толкает сзади застрявший автомобиль. Цель воспитания воли очевидна: без неё нельзя ни принять решений, ни добиться их выполнения. Но есть у воспитания воли ещё одна, более важная и неотложная задача – это развитие воли для развития силы личности, мощи духа. Создатель психосинтеза итальянский психолог Р. Ассаджиоли писал:

«Люди, которые говорят, что у них нет воли, на самом деле обладают какой-то волей, поскольку воля есть прямая функция “я”, правда, пребывающая в латентном состоянии. Таким людям необходимо научиться использовать хотя бы свой маленький “капитал”, малюсенький запас воли, вырастить и усилить его в такой степени, чтобы он превратился в важный и значительный фактор, которого было бы достаточно хоть на каком-то отдельном этапе развития, не говоря уже о той безграничной пользе, которую может вообще принести постоянно крепнущая воля».

Воля и волевой акт всегда целесообразны. Об этом говорил такой мастер сознательного самовоспитания, как Лев Толстой: «Имей цель для всей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня и для часа, и для минуты, жертвуя низшие цели высшим». Речь идёт о сознательной воле, которая хочет стать ещё сильнее. Без появления намерения, оценивающего состояние воли на данной стадии развития человека, и наличия сформулированного в словах отчётливого желания процесс изменений не будет запущен. Человек должен захотеть развить волю вдобавок к уже имеющейся (вспомним слова Христа: «У кого есть, тому прибавится, а у кого нет, у того отнимется и это»). Для этого он должен оценить то, что у него есть, и ощутить мощное желание тренировать себя. Не будет такого желания – не состоится и развитие.

Развитие силы воли должно включать в себя тренировку самых разных её граней и качеств. Но прежде чем приступать к этому занятию, нужно осознать, какие грани воли у нас развиты в достаточной степени, а какие нет.

В первую очередь полезно понаблюдать за собой в течение какого-либо времени и попытаться понять, как вы реагируете на различные препятствия. Во‑вторых, ответьте себе на вопросы, что вам легче:

– побеждать внешние или внутренние препятствия?

– совершать кратковременные одноразовые, но сложные усилия или каждый день понемногу неуклонно двигаться к цели?

– заставлять поступать по-вашему другого человека или сделать это самому?

– воздействовать на других и самого себя жёстко или всё же более мягко?

– реализовывать позитивные цели и ради них осуществлять волевые усилия или быть готовым разрушать чужие судьбы ради своих целей и амбиций?

– преодолевать трудности ради себя или ради более высоких ценностей?

В‑третьих, чтобы лучше понять самого себя и грани своей волевой активности, нужно попробовать изменить и улучшить свою жизнь, осуществляя какие-либо амбициозные цели. Пытаясь реализовать их, вы увидите, какие виды воли у вас развиты в большей степени, а какие в меньшей.

Фазы волевого акта

Первая (начальная) фаза: намерение, оценка, мотивация. Это настрой на волевое усилие, внутренняя готовность его совершать. Воля включает в себя мотивацию. Волевой человек обязательно найдёт способ замотивировать себя на совершение волевого усилия. Он сможет не просто начать свой штурм целей, чтобы через какое-то время остыть к начинаниям, но и непрерывно возобновлять волю к восхождению. Только те, кто способен начинать движение к своей цели вновь и вновь, не считаясь с потерями и трудностями и не цепляясь за комфорт, смогут прийти к финишу победителями. Все прочие мотивационные стратегии работают либо если у человека сильная, порой доходящая до фанатизма заинтересованность и любовь к процессу, либо если на поддержание интереса не нужно тратить много сил и энергии, поскольку поставленная цель незначительна и нетрудозатратна.

Одним из главных секретов успешного достижения целей является огромная настойчивость человека, способного, не считаясь ни с какими трудностями, начинать штурм целей каждый день. Это означает, что принимать решение добиться результата нужно не единожды, в начале пути, а многократно, на всех его этапах. Для этого необходимо осознанное намерение достичь цели. Возобновляйте своё решение добиться цели ежедневно в течение длительного времени, настраивайте весь свой организм и психику на работу, сделайте усилия приятными и привычными. Без подобной настройки и повторения импульс намерения обязательно угаснет. Причём само это возобновление и усилия, предпринимаемые человеком, должны приносить ему радость. Надо полюбить саму идею воли и тренировать себя не только ради достижения внешнего результата, но и ради наслаждения самим процессом волевого самовоспитания.

Чтобы решение было твёрдым и неотвратимым, его нужно принимать не просто в голове, на уровне логического убеждения. Правильное принятие решения предполагает вовлечение в дело всех своих ресурсов, включая эмоции и даже тело. Нейрофизиологические исследования, опирающиеся на восточную эмпирическую практику саморегуляции, показывают, что помимо главного органа целеполагания – головного мозга – у человека есть ещё второй волевой центр – солнечное сплетение.

Когда человек принимает волевое решение, область солнечного сплетения активизируется и подбрасывает в умственный образ будущего результата, будто топливо, вырабатываемую им жизненную силу. Это научное открытие на эмпирическом уровне подтверждается достижениями йогов, которые на телесно-энергетическом уровне выделяют два волевых центра человека: сознательный, или аджна-центр, находящийся в области межбровья, и манипуру – энергетический центр, локализованный в области солнечного сплетения.

Ощущаем ли мы, что в процессе достижения цели с помощью волевых усилий нам помогает совместная работа двух центров: умственного и силового? Когда мы тренируем себя в совершении тех или иных усилий во имя поставленных целей, нам полезно задействовать в этом процессе всё тело и, конечно, оба центра. В этом случае достижение жизненных результатов будет значительно успешнее.

Например, мы принимаем то или иное решение. Как мы это делаем? Достаточно просто подумать, поймать энергетический импульс и начать действовать, или вам необходимо тщательно проделать все шаги и выстроить подробный план? Планирование – очень важная вещь. Когда человек просто витает в облаках, создавая образы этих планов, но не собираясь их осуществлять, импульс к действию остаётся только в голове. Лучше принимать решение таким образом, чтобы мы проживали его всем существом, включая тело, чтобы оно отвечало порождённым мыслям, чтобы мы чувствовали изнутри упругий импульс, толкающий нас к действию и движению сквозь любые препятствия. Нужно сделать это своей привычкой. Иначе нас победит совсем другая привычка – мечтать, но так и не приступать к делу, начинать и через какое-то время бросать. Сознательно формируя в себе разные полезные привычки, важно включить в этот список привычку доводить всё начатое до конца.

Вторая фаза воли: рассмотрение, обдумывание, взвешивание. На этой фазе человек должен соотнести свои в общем виде сформулированные установки с реальной жизнью и теми условиями и обстоятельствами, которые будут препятствовать его плану. Он должен оценить силу этого сопротивления – поставленные цели должны быть достижимы и реалистичны и вместе с тем – быть более сложной задачей, нежели ежедневные трудности, которые приходится преодолевать. Обдумывание вариантов своего поведения – необходимый этап совершения волевого усилия, но нельзя надолго в нём застревать. Обдумывание должно завершиться взвешиванием, во время которого человек сравнивает альтернативы и сужает число вариантов до двух.

Третья фаза воли: принятие решения. Для этого человек должен отсечь другие варианты и всё-таки выбрать один вариант из двух. Это требует ответственности, готовности пойти на некоторые жертвы, поскольку невозможно одновременно получать дивиденды от нескольких вариантов, чем-то нужно пожертвовать. Нужно выбрать то, что более предпочтительно. Этот этап – один из наиболее трудных, поскольку человеку присуще стремление «съесть пирог и одновременно сохранить его».

Четвёртая фаза воли: утверждение в решении, словесное формулирование, повторение формулы.

Тренировка воли включает в себя три аспекта: фактор веры в самого себя; уверенность, что он доведёт своё решение до конца («заявление или приказ, который человек делает самому себе» – он будет эффективен, если человек сформулирует его вербально, используя повелительное наклонение, и чем выше интенсивность, радикальность подобного утверждения, тем больше шансов, что самоприказ будет исполнен); настойчивое мысленное повторение себе сути приказа, которое настраивает психику на неотвратимость его выполнения (это увеличивает силу человека и укрепляет его волю; конечно, подобные аффирмации могут вызвать из бессознательной сферы некие импульсы сопротивления, однако упорство и настойчивость в конце концов сломят все препятствия).

Пятая фаза воли: составление плана тренировки. Это предполагает планирование предстоящей деятельности в соответствии с чётко намеченной программой. Необходимо представить последовательность шагов, которые нужно пройти от начала до конца, включая промежуточные. Мудрость планирования своих действий и жизни заключается в том, чтобы, с одной стороны, разбивая свой путь на отрезки, не упустить конечную цель, а с другой – чётко поэтапно приближаться к цели. Присутствие мягкой воли поможет человеку сохранить энергию и осуществить целенаправленное движение к запланированному результату.

Шестая фаза воли: волевой толчок, однонаправленность, повторение усилий. Эта фаза связана с осуществлением принятого решения, для чего необходимо осуществить волевой толчок и продлить его в течение какого-то времени, а для этого нужны энергия и настойчивость или выносливость. Динамическая воля проявляется в основном через утверждение и приказ «да будет так», через любой энергичный толчок, запускающий усилие. В то время как настойчивая воля и возобновление усилий требуют умения визуализировать образ необходимого действия и удерживать его в течение какого-то времени в сознании.

Для выполнения конечного этапа решения необходимо также умение сохранять однонаправленность, или удерживание направления, что невозможно без практики отсечения лишнего.

Источником воли является человеческое «я», вооружённое инструментами сознательного внимания, мотивации и духовной энергии, идущей из высшего «я». Истинная воля предполагает наличие постоянного «я», совершающего мягкие усилия, направленные не только на внешнее препятствие, но и на самоподдержание, продление своего присутствия. В этом случае волевое усилие будет устойчивым и результативным. Наличие постоянного «я» делает совершение усилий естественным процессом. Именно «я» помогает начинать новое усилие, когда прежнее напряжение уже исчерпало свой импульс. Тот, кто проявил упорство, обязательно получит вознаграждение в виде включения энергии скрытых ресурсов организма и психики, ресурсов духа и высшего «я». Если человек встал на путь сознательной эволюции и саморазвития, то его персональная воля будет становиться всё более непрерывной и сознательной. В конце концов она сольётся с энергией и волей высшего «я» и станет своего рода вечным волевым двигателем, способным постоянно повышать свою мощность и увеличивать напряжение без насилия над своей природой.

Сильная воля – показатель масштаба человеческой личности, её «калибра». Мы знаем, что бывают люди талантливые, но ленивые и потому в конечном счёте надломленные и несостоявшиеся. Но ленивого гения в природе не существует, не зря есть выражение: «Гений – один процент вдохновения и 99 процентов терпения». Но если гениальность как выдающуюся одарённость («вдохновение») невозможно воспитать, то волю («терпение») воспитывать нужно. Сегодня человек без сильной сознательной воли практически стопроцентно станет добычей чужой сильной воли. Не обязательно персональной. Воли у корпораций, формирующих доверчивого к манипуляциям потребителя, предостаточно, и она превосходит волю индивида с некритическим мышлением.

Перед тем как говорить об упражнениях, формирующих волю, важно обозначить общие принципы такой работы. Человек по своей природе существо ленивое и едва ли склонное к совершению усилий в течение длительного времени. Волю нужно тренировать не со стиснутыми зубами, а постепенно, с чувством удовольствия. Чтобы тренинг воли не превращался в насилие, нужно повышать свою энергетику, внутреннюю мощь. Чем больше энергопотенциал человека, тем меньше ему нужно прибегать к напряжению и насилию по отношению к себе. Мягкая воля, настроенная на поддерживание себя в волевом тонусе, предполагает постепенное повышение энергопотенциала. При таком подходе воля становится нежной и естественной, как та же ходьба, которая, в сравнении с лежанием, включает в себя некоторое приятное усилие. Воля предполагает обретение целостности внутри себя, когда в человеке нет борьбы разнонаправленных желаний, тянущих в разные стороны. Важно также добиться внутреннего согласия на движение к единой непротиворечивой цели. Проделав такую работу, вы проложите своего рода русло для течения волевой реки внутри себя. Она проделывается следующим образом: вы формулируете цель, а затем спрашиваете каждую их своих субличностей, то есть более мелких «я», живущих внутри вас, готовы ли они идти в этом направлении. Если да, то всё прекрасно, но если нет? Тогда попробуйте уговорить каждую из них, увлечься, настроиться.

Волевая саморегуляция по-разному проявляет себя на разных этажах организма и психики. Волевое управление телом – это способность мобилизовать его на регулярное выполнение физических упражнений плюс умение расслабить мышцы и освободиться от мышечных зажимов. Волевое управление эмоциями предполагает воспитание в себе умения не выражать негативные эмоции вовне, когда это социально неприемлемо (то есть быть воспитанным человеком), и не допускать их внутри себя (быть позитивным и способным к самосовершенствованию человеком). Но для последнего нужно не подавление внутренней агрессии и негатива, а его трансформация. Можно ли волевым образом вызывать у себя положительные эмоции? Напрямую нет, наше эмоциональное сердце – тонкий механизм, можно только создать внутри себя позитивные внутренние условия – спокойствие эмоций и ума, прекрасные образы, внимательность, концентрацию внимания на центре души. Волевое управление мыслями заключается в умении останавливать их хаотический поток при помощи целенаправленного внимания и мягкой воли.

Каждый, кто пробовал тренировать свою волю и «начинать с понедельника новую жизнь», знает, что внутри нас находится особый внутренний механизм самооправдания, заставляющий отодвигать совершение необходимых волевых усилий. Я обязательно буду бегать по утрам, но не сегодня, а с понедельника… Но этот понедельник так и не наступает. Самообман нужно отбросить и научиться хотеть осуществить то или иное желание или иметь твёрдое намерение. Помните, что волю можно развивать в любых, самых сложных обстоятельствах, иногда грозящих гибелью, и тот, кто борется, рано или поздно победит. Об этом притча.

Когда никто не протянет руку помощи

Был у одного старика осёл, который служил ему верой и правдой много лет. Шли они однажды по дороге домой, но путь был неблизкий, и оба очень устали. Осёл не заметил, как оступился. Всего мгновение, и вот он уже лежит на дне глубокого высохшего колодца. Животное начало голосить, чтобы хозяин вытащил его, но старик и не собирался этого делать, он решил не помогать своему ослу, мол, тот слишком слаб и дни его сочтены. Его проще засыпать землёй!

Старик попросил помощи у сбежавшихся людей. Те принесли лопаты и начали засыпать колодец. Но когда они устали и сели отдохнуть, вдруг увидели, как из ямы показались сначала ослиные уши, а за ними и само животное, которое успешно выбралось из колодца. Осёл отряхнулся от комьев земли и пыли и пошёл в сторону дома. Секрет его чудесного спасения был прост: когда сверху на спину животного падала земля, он стряхивал её и утаптывал копытами. Вот так осёл постепенно и добрался до выхода из колодца.

Нужно всё время тренироваться, как этот мудрый осёл, выбираясь из жизненных ям.

Предлагаемые советы нужно стараться применять в любых подходящих обстоятельствах, а упражнения можно делать и в динамике жизни, заполняя ими любые житейские паузы, и в статике, лучше с закрытыми глазами, два раза в день по 10–15 минут.

 

Советы и упражнения

  1. Примите твёрдое решение развивать волю. Подумайте, как много преимуществ даёт нам сильная воля. Примите абсолютное решение тренировать и развивать её постоянно, как культурист развивает своё тело. Настройтесь на изучение данной темы в психологической и духовной литературе. Старайтесь настроиться также на то, что вы будете вновь и вновь возобновлять свои усилия, когда импульс будет ослабевать. Сформулируйте это твёрдое решение в виде словесной формулы, например, такой: «Я хочу укрепить волю!», «Я с наслаждением и радостью тренирую волю!», «С каждым днём моя воля становится всё сильнее!», «Моё “я” и воля едины!», «Я – мощная воля!», «Я – воля!». Выберите наиболее подходящую формулу и повторяйте её про себя от нескольких десятков до нескольких сотен раз в день, создавая всё более сильные ощущения мощной и плотной волевой волны внутри вас.
  2. Найдите в себе волевой центр и волевую ось. Она связана с позвоночником и является стержнем человека. Наблюдая за собой в момент совершения волевых усилий, попробуйте найти внутри своего существа центр собственной воли и принятия решений. Вам будет трудно это сделать. Если вы будете упорны, то обнаружите, что в различных ситуациях этот центр как бы меняет своё местонахождение:

а) когда решение и последующие за ним усилия бывают чисто умственными, то вы ощущаете центр воли в голове, в области переносицы;

б) когда вам нужно провести опасный и жёсткий разговор, в котором ни в коем случае нельзя «прогнуться», то огромную роль в силовом единоборстве играют область живота и центр, называемый дянь-тянь, который находится на два-три сантиметра ниже пупка, чуть ниже центра брюшной полости;

в) если вы решаете вопросы духовного порядка или преодолеваете соблазны, тогда волевой центр находится в области середины груди, в так называемом эмоциональном центре.

Для тренировки воли и противостояния трудностям вы можете концентрироваться на любом из этих центров. Помните только, что главным волевым центром, дающим силу и защищённость, является центр сердца. Именно в этой срединно-сердечной сфере должны быть объединены и другие центры.

Старайтесь чаще переносить своё сознание в центр сердца, чтобы на его камертон настраивались и другие центры. Осознайте, что ваш волевой центр связан с позвоночником, который нужно осознавать как некую волевую ось или внутренний стержень. На этом стержне есть несколько энергетических центров, которые при включённости держат волю человека, его способность доводить начатые дела до результата и способности психологически защитить себя в тонусе. Это копчик, солнечное сплетение, область груди, область межбровья. У сильного человека все эти центры будут развиты. Если человек психологически слаб и дрябл, то эти центры будут недоразвиты и отключены. Почаще пробегайте вниманием этот внутренний стержень от макушки до копчика и старайтесь ощущать, что ваше тело связано.

Пробуйте собрать все волевые импульсы других центров в один, сердечный, и, перенеся туда своё сознание, уже оттуда руководите степенью волевого напряжения и концентрируйтесь на сложных проблемах и препятствиях.

  1. Развивайте волевое внимание. Сознательно и подолгу удерживайте внимание на интересующем вас объекте или процессе. Можете сфокусировать внимание на дыхании, чувствах, движениях.

Нарисуйте жирную точку на белом листе бумаги. Повесьте его на стене. С расстояния одного-двух метров пристально всмотритесь в неё. Удерживайте в течение длительного времени всё своё внимание в этой точке так, чтобы для вас больше ничего не существовало. Не обращайте внимания на отвлекающие мысли, вновь и вновь возвращайтесь к точке. Представьте, что вы сами превратились в точку. Затем вообразите, что в ней уместилась вся Вселенная. Сфокусировав на ней своё внимание, попробуйте вычерпать из неё необходимую информацию, попытайтесь что-то понять. Делайте это упражнение два раза в день, сохраняя концентрацию по 10–15 минут.

Для решения важной проблемы представьте, что ваше внимание – это штопор, который ввинчивается в предмет, глубоко проникает в него, чтобы зацепить скрытую от вас информацию. Мысленно удерживайте штопор до получения ответа. А затем представьте, что вы вывинчиваете его вместе с нужной вам информацией.

  1. Пройдите сквозь препятствие, как сквозь стену. Когда перед вами возникнет препятствие, представьте его в образе стены. Закройте глаза и мысленно нарисуйте её в деталях. Оцените её высоту и крепость. Спросите себя, сможете ли вы её преодолеть. Или, может быть, лучше её обойти? Чтобы не расшибить себе лоб, научитесь интуитивно оценивать силу препятствия. Не всегда правильно идти напролом. Иной раз мудрее вытерпеть, подождать, пока ситуация сама не изменится в вашу пользу.

Можно собраться в точку и совершить прыжок, если вы чувствуете в себе необходимые силы. Это называется взрывной волей, которая стимулирует спонтанное проявление интуиции.

  1. Разъедините лень и удовольствие. После того как вы определили, в какой части тела живёт ваше ленивое существо, пронаблюдайте за ним более внимательно и попытайтесь найти внутри себя союзников и помощников этого лентяя. Вы можете увидеть, что их несколько: психологический сон, нехватка энергии, дурные привычки и чувство удовольствия. Наведите на внутреннего ленивца луч заострённого внимания – и увидите, что он питается энергией удовольствия.

Вы можете увидеть это удовольствие в виде светлого пятна на глухом, тёмном фоне вашей инертности. Ваша задача – мысленно разъединить эти два образа, чтобы отныне вы перестали получать наслаждение, когда ленитесь. Разведите в сознании лень и удовольствие, чтобы отныне всегда, когда ленитесь, вы ощущали бы угрызения совести и недовольство собой, подталкивающие вас к работе над собой.

  1. Соедините удовольствие с усилием. Учитесь думать о преодолении любых трудностей жизни терпеливо, бодро и с удовольствием. Внимательно пронаблюдайте за собой в момент совершения усилий, чтобы выделить в себе волевое «Я». Как оно ощущает себя, принуждая вас к усилиям и сверхусилиям? Наверняка – двойственно. С одной стороны, есть радость победы над собой, ощущение, что вы одолеваете вершину. С другой стороны, вам неприятно и неохота напрягаться. Выявите в себе негативные эмоции по поводу предстоящих трудностей и представьте их в виде некоего тёмного пятна в сознании. Его нужно растворить. Вначале вы мысленно убираете тёмное пятно негативного отношения к усилию, а затем соединяете два образа – усилия и удовольствия – в единое целое.

Сделайте эту практику много раз, пока привычка к позитивному усилию не станет живой, лёгкой, энергонасыщенной частью вашего сознания. Тренируйтесь на мелочах, заставляя себя с удовольствием делать любые необходимые бытовые дела, причём развивайте у себя волевую спонтанность: надо встать с кресла – вставайте сразу. Добейтесь ощущения абсолютной соединённости двух психологических сил. Накапливайте чувство позитива от преодолённых препятствий и вырабатывайте спортивное, бодрое отношение к любым трудностям.

  1. Учитесь терпеть боль. В момент переживания любой боли – физической и психологической – старайтесь сознательно выдержать это ощущение. Сознательно отделяйтесь от неё, убеждая свой организм или психику, что ни тело, ни душа не болят или болят, но ваш дух сильнее этого неприятного ощущения. Убеждайте себя в том, что ваше «Я» намного мощнее любых испытаний. Настраивайтесь на чувство, что, во‑первых, боль пройдёт, а во‑вторых, что вы настолько сильны, что вас не может отклонить от принятого решения никто. Каждую боль, которую вам приходится испытывать, рассматривайте как сознательный тренажёр вашей воли.
  2. Тренируйте волю в беседе и общении. Начиная общение, не забывайте задавать себе вопрос – чего я хочу от этого человека? В ходе беседы постарайтесь оценить, реальна ваша цель или вы не сможете достичь желаемого. Тогда скорректируйте цель, но всё-таки сформулируйте её и пытайтесь добиться её, когда будете общаться. Вы можете допускать в беседе любые отступления от темы – главное, возвращайтесь к задуманному. Только не нужно превращать общение в постоянный ринг и самоутверждение по любому ничтожному поводу: в мелочах иногда стоит и уступить – иначе выйдет, как говорится, себе дороже. Будьте настойчивы в принципиальных или важных вещах.
  3. Воля высшего «Я». Осознайте, что у вас помимо личной воли есть ещё воля более высокой части вас, которую можно назвать волей целого. Иногда векторы этих двух воль направлены в разные стороны. Попробуйте ощутить присутствие этой воли прямо сейчас, вспомнить, как она проявлялась у вас в прошлом. Начните думать об этой воле и пытаться понять, чего она от вас хочет. Уловив её присутствие в себе, начните синхронизировать персональную волю с более высокой духовной волей, источником которой является высшее «Я» и которая направляет вас к совершенству.
  4. Запускайте волевой поток. Можете создать образ, как соединяются воедино два луча – личный и духовный – и превращаются в единый восходящий волевой поток. Соединяйте личную волю с волей высшего «Я» и развивайте волевую спонтанность. Старайтесь почаще вспоминать, что воля – это поток и творчество, а не стиснутые зубы. Чем чаще вы будете настраиваться на связь с высшим «Я», тем чаще ваша воля будет превращаться в мощный энергетический поток, который может сокрушить любое препятствие и достичь любой цели. Почаще возвращайтесь в своё волевое «Я» и формируйте у себя самоидентификацию «Я ответственный волевой человек, хочу соединиться с высшей Волей!»
  5. Отказывайтесь от вредных привычек и воспитывайте полезные. Составьте список всех своих вредных привычек и примите абсолютное решение отказаться от них. Пронаблюдайте за своей привычкой на всех уровнях и этажах вашей психики, пытаясь понять, как она проявляется в ваших телесных реакциях, эмоциях, мыслях, действиях. Это могут быть самые разные привычки – от склонности много болтать, опаздывать, обещать и затем не выполнять обещанное до курения (хотя это требует отдельного разговора) или пристрастия к алкоголю. Попробуйте увидеть, на чём держится ваша вредная привычка, что в ней приятного, и откажитесь от этого, заменив на что-то иное, тоже приятное, но по-иному. В других случаях примите волевое решение отказаться от чего-то разрушительного в ваших действиях и отсеките свою привычку волевым образом, отслеживая и мгновенно заменяя её на что-либо полезное. Скажем, если вы получаете удовольствие от курения, замените его физкультурой, причём такой, которая предполагает активизацию дыхательной системы, – плаванием, бегом, йогой, цигуном, пранаямой, гимнастикой Стрельниковой. Постарайтесь увидеть и прожить бессмысленность вредной привычки. И приучите себя доводить до конца каждое из принятых решений. Всё это будет тренировать волевую мускулатуру вашего сознания. Старайтесь каждый день хоть на полпроцента приращивать волевой капитал. Для этого возобновляйте принятое решение действовать и совершать усилия вновь и вновь.

 

Сергей КЛЮЧНИКОВ

Источник: НиР № 6, 7, 2023


© 2024 Наука и религия | Создание сайта – UPix