• +7 (495) 911-01-26
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Искусство управления умом и мыслями - 2

Искусство управления умом и мыслями - 2

Что нужно делать, чтобы научиться останавливать свои мысли? 

Можно глубоко расслабляться, вплоть до растворения «схемы тела» во время медитации. Можно наблюдать за своим дыханием, делая его всё более тонким и неслышным. Можно учиться смотреть на мысленный экран, удерживая его размер и состояние пустоты, не допуская появления в нём новых мыслей. Можно следить за всеми видами движения, наблюдая игру ума, чувств и телесных ощущений и улавливая точки фазовых переходов внимания из одной модальности (ментальной, эмоциональной и телесной) в другую. Делая так, вы постепенно научитесь улавливать некий статический фон, внутри которого происходят все переходы физических и ментальных процессов.

Можно загружать своё сознание максимальным сенсорным опытом, одновременно охватывая вниманием образ своего тела, запахи, формы и краски предметов, которые находятся в поле вашего внимания, и вбирая всю сумму ощущений и впечатлений. Этот метод, наиболее полно описанный у Кастанеды, даёт весьма хороший результат. Можно концентрироваться на точке в середине груди и внутренне замирать в этой концентрации, отпуская все виды усилий и улавливая соединение своего сознания с зоной глубочайшего покоя, окружающего нас.

Как научиться этим методам управления мыслями, которые останавливают внутреннюю болтовню и приближают нас к тишине, силе и безмолвию? Чтобы научиться сосредоточенно думать на любую тему, полезно в качестве первого шага тренироваться в том, чтобы подолгу концентрироваться на любом объекте или процессе. Когда вы научитесь держать в поле внимания любой предмет или процесс без излишних усилий, тогда и сможете думать о предмете без отвлечения внимания. Мышление – это более сложный процесс, чем простая концентрация внимания, поскольку там очень много движений, совершаемых умом, и легко в любой момент соскользнуть с намеченной траектории. Мыслительную концентрацию можно уподобить лучу фонарика, с помощью которого вы ищете потерянный предмет или путь в темноте.

В ней возможны небольшие движения и отклонения от точечной цели, поскольку вы ищете направление. Поскольку мыслительная концентрация – это творческий поиск наилучшего решения, то важно уметь всё время находить новые грани в уже известном объекте и процессе. Для этого нужно видеть эти грани, а это сможет сделать человек с навыками художника и творца.

Что нужно, чтобы уметь одинаково хорошо пользоваться логикой, образным мышлением и интуицией? Нужно тренироваться в решении одной и той же задачи этими тремя способами. Изучите себя, чтобы ответить себе на вопрос: сколько процентов занимает у вас каждый из этих трёх видов мышления, как часто вы прибегаете к одному из них? После этого начните «подтягивать» тот вид мышления, который развит меньше всего. Если хромает логика, начните с неё, если проблемы с умением визуализировать проблему, то развивайте образное мышление, если отстаёт интуиция, то тренируйтесь в развитии этой способности. Чтобы выровнять развитие всех трёх видов мышления, нужно упражняться не раз и не два. Лишь многократное повторение тех или иных видов мыслительных операций поможет вам сделать свою мысль многообразной, сильной и объёмной. Вы начнёте всё лучше и лучше управлять своими мыслями и собой.

А превращение мысли в акт воли? Трудно ли воспитывается это умение? Составьте список принятых в жизни и в профессии решений, а потом поставьте после каждого решения галочку, показывающую – сумели вы воплотить это решение в жизнь или нет? Спросите себя также и попытайтесь ответить как можно точнее, что мешает этому воплощению принятых решений. Лень, страх, неуверенность в себе, привычка откладывать всё на потом или ещё какие-то причины… Если вы начнёте устранять этот зазор между мыслью и действием и приучите себя к доведению до конца всего, что задумали, вы тем самым повысите результативность ваших мыслей. Сила мыслей зависит, с одной стороны, от непосредственного заряда мыслей, вложенного в них при рождении. Такие мысли могут осуществиться иногда даже без больших усилий со стороны самого человека. А с другой стороны, очень многое решает работа по внедрению мыслей в жизнь, что требует целой системы действий.

Это можно сравнить с продажей какого-либо товара. В одном случае товар бывает настолько качественным и красивым, что продаётся сразу, а бывает весьма средним, и тогда всё решает выстроенная система продаж: она может сбыть почти любые товары. Упорное введение принятых решений в свою жизнь меняет весь сценарий жизни. Его можно существенно улучшить.

Итак, чтобы научиться управлять своими мыслями, нужно научиться:

– видеть и понимать свои мысли,

– при необходимости останавливать хаотический поток этих мыслей, ставя ум, словно мобильник, на подзарядку и хоть немного приближаясь в тренировке этого навыка к мастерству йога или мастера боевых искусств (прекрасно, если вы научитесь делать это хотя бы на десять процентов от результата йога),

– думать сосредоточенно, объёмно и результативно, не допуская больших отклонений от темы и вовремя возвращаясь к поиску результата,

– использовать все три вида мышления (словесно-логическое, образное, интуитивное), которые, словно большим пледом, покрываются метамышлением, или вдумчивым созерцанием, осознанным самонаблюдением, присутствием духа,

– превращать большую часть задуманного в реальные поступки и действия, то есть задействовать волю.

Для этого нужно заниматься практиками по управлению мыслями. Это можно делать как с закрытыми глазами, выделяя для этого специальное время (от 30 минут до полутора часов в день), так и параллельно самой жизни, находясь в потоке дел и общения, но всё время отслеживая свои внутренние состояния.

Делая всё это, вы постепенно пробуждаете своего внутреннего Правителя, Царя в голове и сердце, который и будет управлять мыслями, как генерал – солдатами. Если вы научитесь это делать, вас ждут постоянные жизненные победы.

 

Упражнения

Сила намерения управлять мыслями. Основным вашим инструментом этой практики будет «внутренний наблюдатель». Немного понаблюдав за собой, вы увидите, как много хаоса в ваших мыслях. Скажите себе несколько раз: «Я хочу воспитать в себе внутреннего наблюдателя!». Постарайтесь поймать ощущение, что в глубине вашего сознания есть наблюдающая часть и её можно постепенно натренировать.

Воспитывайте наблюдателя. Займите позицию наблюдателя по отношению к собственным мыслям. Отделите своё наблюдающее «Я» от ума. Представьте себя зрителем, который смотрит на экран, где пробегают различные кадры и образы. Вы видите эти образы как бы со стороны, не отождествляясь с ними. Точно так же отнеситесь к собственным мыслям, беспорядочный поток которых вы наблюдаете на мысленном экране. Попробуйте полностью сосредоточиться на изучении собственных мыслей. Отпустите их, позвольте им крутиться так, как они хотят, и внимательно выслеживайте их, подобно охотнику. Обратите внимание, что некоторые мысли регулярно повторяются. Всплывает то, о чём вы давно забыли.

«Фотографирование» потока мыслей. Применяйте по отношению к собственным мыслям метод фотографии: фиксируйте мыслительные потоки, процесс принятия решений, наиболее важные движения мысли и состояния ума. Наблюдайте за потоком мыслей с закрытыми глазами и отмечайте, как они изменяются, когда вы глаза открываете. В процессе наблюдения вам придётся пройти несколько мысленных слоёв. Вначале вы увидите поверхность мысленной сферы, которую можно сравнить с пеной, бурлящей на поверхности океана. При дальнейшем пристальном рассмотрении вы увидите, что за хаотичной мысленной пеной находится несколько (обычно не более трёх) потоков или направлений мысли, идей, воплотить которые вы подсознательно стремитесь. И, наконец, ещё глубже сокрыты мотивы, желания, которые изнутри управляют мыслями. В самой глубине скрыты микро-Я или субличности, стоящие за рождением и воплощением мыслей в жизнь.

Определите темы мышления. Постарайтесь увидеть основные темы вашего мышления. Обычно в нашем сознании присутствуют три-четыре циклически повторяющиеся мысли. Внимательно исследуйте частоту их появления и причину их периодического появления в вашем сознании. Вы увидите, что какие-то из мыслей появляются внутри вас спонтанно и независимо от любых внешних стимулов, другие же периодически заводятся людьми и обстоятельствами.

Геометрия мысли. Начните внимательно наблюдать за движением своих мыслей, воспринимая их как светящиеся линии, каждую со своей траекторией. Куда движутся эти линии? Проследите геометрический рисунок своих основных мыслей. Выберите три главные мысли и посмотрите на них, словно на самолёт, оставляющий свой след в пространстве. Вы увидите, что большинство подобных мыслей, если представить их графически, выглядят как хаотический рваный узор, увы, лишённый красоты. Попробуйте изменить рисунок. Превратите каждую мысль в светящуюся прямую линию, завершающуюся острым наконечником, как у стрелы, или в цветную спираль, устремлённую в бесконечность. Прибегая к подобным визуализациям, помните, что вы меняете динамику и форму мысли, не трогая её содержание. Однако практика показывает, что при изменении формы мысли меняется и её содержание. Если форма мысли (линия, спираль, сочетание линий) становится более ясной, светлой и сильной, то и её содержание делается иным – позитивным и созидательным. Создайте на экране собственного сознания красивый узор мыслей, и тогда вам станет легче их воплотить.

Ментальный самоанализ. Начните анализировать то, что увидели. Поначалу достаточно собрать необходимую информацию. Вы увидите, что многие ваши мысли совершенно противоречат друг другу, многие вообще лишены какой-либо логики. Это «останки» мыслей от пережитых эмоций, обрывки фраз из рекламы подсолнечного масла, отрывок из заметки в газете, которую читал ваш сосед в метро…

Постарайтесь отделить действительно важные мысли от откровенного мусора. Для этого представьте, что все ненужные мысли – это помехи, мешающие вам слушать любимую песню. Представляйте, что вы настраиваете воображаемый радиоприёмник, подкручивая ручку, и помехи постепенно затихают.

Размышляйте над выделенными из общего хаоса основными идеями, рассмотрите их со всех сторон. Применяйте не только словесно-логическое мышление, но и образное, и интуитивное. Размышляйте последовательно: сначала логически, потом поработайте с образами, а потом – с интуицией. (Чтобы включить интуицию, задавайте вопрос и слушайте ответ из глубины вашего существа.) Повторяйте этот цикл мысли столько раз, сколько вам понадобится, чтобы все три составляющие пришли к единому выводу. Представьте, что мысли – это приятный бодрящий свет и энергия, что энергии столько, что она переполняет вас и естественным образом изливается в окружающее пространство. Подарите эту энергию удачи всем людям, пожелайте удачи и счастья всему миру.

Представляйте, как исходящая из вас энергия в виде искр, огненных протуберанцев, потоков света, цветов, воздушных шаров течёт ко всем, кто в ней нуждается. Сформулируйте как можно больше доброжелательных мыслей. Представьте, как эти мысли доходят до людей. В этот момент они испытывают облегчение, находят решение мучившей их проблемы или просто улыбаются.

Куда направлены ваши мысли? Начните изучать свои мысли, наблюдать за ними и пытаться понять, в каком направлении по большей части они текут: а) в направлении совершенствования и эволюции; б) в направлении решения приземлённых бытовых вопросов нейтрального характера; в) в направлении обслуживания своих страстей деструктивного характера, связанных с нанесением морально-психологического и даже физического ущерба людям? Возьмите цепочку своих мыслей и проследите все её звенья и вектор: куда дует ветер, на что мысль направлена, куда, скорее всего, придёт? А придёт она, скорее всего, именно туда, куда было задумано, особенно если мысль сильна вложенной в неё эмоцией и если вы её пытаетесь воплотить в действия. Пробуйте менять вектор своего мышления, если увидите, что «ментальный ветер» дует куда-то не туда.

Учитесь искусству различения. Какие мысли и мыслеобразы можно считать положительными? Наверное, такие, которые не связаны с отрицательными эмоциями, не направлены против кого-либо из живущих людей, природы или Бога, которые по своей сути несут миру благо, являются жизнеутверждающими, творческими, открывающими новое, устремлёнными к свету, духовному миру, совершенству. Тренируйтесь в мгновенном различении мыслей и определении, какие мысли позитивны, а какие негативны. Каждый человек хотя бы приблизительно знает, какие его мысли относятся к светлому, а какие – к тёмному полюсу бытия. Светлые, положительные мысли можно уподобить неким волшебным воздушным шарикам, которые приподнимают человека к небесам, к более высокой реальности, в то время как тёмные, низкие или отрицательные мысли тянут человека вниз, подобно грузилу. Выявив природу мыслей, останавливайте их поток в негативную сторону и, наоборот, направляйте в позитивную, мыслите вверх, а не вниз.

Учитесь искусству остановки потока мыслей. Пробуйте остановить мысли. Но старайтесь делать это, не подавляя ментальный поток, а мягко наблюдая за ним. Можете понаблюдать за дыханием, стараясь делать это непрерывно – такое переключение на время останавливает движение мыслей в голове. Попробуйте в таком состоянии сохранять ясность и отсутствие мыслей при полном бодрствовании.

Воздушные шары мыслей. Вспомним поэта: «Если звёзды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно!». Зажигайте как можно больше звёзд в своём сознании! Запускайте в ваше мысленное небо столько воздушных шаров‑мыслеобразов, сколько сможете. Представляйте, что из вашего сознания исходят целые световые потоки, подобно искрам освещающие пространство и ваш жизненный путь. Окрашивайте светом любую идею или мыслеобраз, порождённые вашим сознанием. Старайтесь придавать этому мыслеобразу как можно более чёткий кристаллический вид.

Ментальный творящий лазер. Представьте, что ваш ум – это мощный ментальный лазер, который, словно луч, скользит по Мирозданию и вашему внутреннему миру, и что бы он ни осветил, он мгновенно проясняет и проникает в суть вещей. Чтобы он заработал, нужно остановить поток мыслей, сфокусировать его на объекте и постараться, слившись с ним, извлечь из него глубинную закономерность и смысл, понять его суть. Пробуйте это делать без слов, задействуя основу такого воображаемого лазера – умное внимание. Это – воспринимающий и понимающий режим работы такого лазера.

В другом случае нужно не просто безмолвно понять суть вещей, но создать мысль или придать ей форму. Две главные формы мысли – слово и образ. Наведите луч лазера на любой непонятный объект или процесс и, освещая его умным светом, попробуйте превратить его в образ, раскрывающий смысл, или в слово, фразу, поток фраз. Воспримите рождение любой мысли, особенно глубокой и сложной, как рождение смысла из темноты, акт тайны и красоты, которая проясняет мир и рождает упорядоченность и глубину. Если это развёрнутая мысль, представьте, что вы снимаете ментальный видеоролик, где смысл раскрывается последовательностью образов и кадров.

Чередуйте думание и недумание. Осознайте, что в мышлении есть два главных процесса: активное думание при помощи быстро сменяющихся образов, слов, фраз и смыслов – и безмолвное созерцание без слов, предполагающее остановку ума. Главное, чтобы мысль была живой, энергетически заряженной, упругой, и чтобы вы понимали, в каких случаях нужно применить метод думания в режиме безмолвия («чистое созерцание»), а в каких думание должно быть направлено на решение конкретных практических задач.

Сделайте мышление позитивным. Есть несколько способов сделать своё мышление позитивным – стараться в любой сложной ситуации думать не столько о том, кто виноват и почему это случилось именно со мной (об этом можно подумать, но немного), сколько о том, как выбраться из тупика. Думайте и держите мысленный взгляд вперёд, а не назад. Поставьте перед собой позитивную цель, приносящую пользу не только вам, но и другим людям, и проникнитесь верой, что у вас всё получится. Проверьте свою цель на истинную позитивность, мысленно поставив её перед лучами высшего Я, играющего роль совести, и если у вас не будет сомнений и угрызений, просите у высшего Я, то есть у Бога, благословения и поддержки. В то же время сохраняйте реалистичность и трезвость.

Соедините ум и сердце. Спросите себя, окрашен ли ваш ум позитивными эмоциями? Скорее всего, вы будете вынуждены ответить – нет, не окрашен. Значит, и позитивного мышления по-настоящему не будет, пока вы не подключите к процессу мышления эмоции, переживания. Ум должен мыслить живыми, тёплыми мыслями, а не превращаться в холодный компьютер. Для этого перенесите своё умственное внимание в душевную сердечную плоскость, в область груди. Добейтесь ощущения живого тепла в этой области и настройтесь на то, чтобы оно было не механическим, а именно душевным, дружелюбным к миру, светлым. Нужно возвращать качество сердечности, которое в нас за последние десятилетия убила эра разнузданной жестокости и холодного компьютерного прагматического расчёта. Когда рождаете мысли, учитесь думать от груди, от сердца и души, а не от чисто мозгового усилия или от живота. Таким образом, ваша мысль и ум будут одухотворяться, и вы в гораздо большей степени сможете рассчитывать на поддержку со стороны высшего Я.

Сергей Ключников

Источник: НиР № 5, 2023


© 2024 Наука и религия | Создание сайта – UPix