• +7 (495) 911-01-26
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Поучать не хочу

Поучать не хочу

Один из столпов благополучия общества – воспитание и образование молодёжи. Уже много лет эта сфера внушает беспокойство множеством неразрешённых проблем. На наши вопросы о разных аспектах

образовательной деятельности отвечает Олег Николаевич СМОЛИН, первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию, председатель общественного движения «Образование для всех».

 Беседовал: Сергей Ключников

– Олег Николаевич, каким Вы видите мировой рынок труда через 10–15 лет?

– Во многом это зависит от социально-экономической стратегии государства. Долгое время системные либералы во власти всерьёз утверждали, что мы сказочно богаты сырьём, а всё остальное можем купить у зарубежных «партнёров». Но даже после 2014 года декларируемые успехи отечественного импортозамещения оказались сильно преувеличены. Например, семена картофеля и яйцо для птицефабрик мы в основном закупаем за рубежом. Что же говорить о чипах для электроники, современных станках, автомобилях и самолётах.

Я сторонник стратегии новой индустриализации, которая предполагает интеграцию науки, образования и производства. Эту стратегию поддерживают не только левые политические силы, но также Союз промышленников и предпринимателей, Вольное экономическое общество во главе с профессором С.Д. Бодруновым и другие организации. Если эта стратегия будет реализована, на рынке труда станут востребованными не только специалисты в области IT-технологий, организаторы малого и среднего бизнеса, педагоги, медицинские работники и представители культуры, но и «синие воротнички» – работники физического труда. Одновременно доля умственного труда и требования к образованию людей рабочих специальностей будут неизбежно повышаться. Поэтому отечественное образование должно быть разноуровневым, гибким и качественным.

– Каких специалистов России нужно готовить для создания успешного человека будущего: технократов, знатоков компьютерных технологий или гуманитариев?

– В этом вопросе я разделяю мнение первого советского наркома просвещения Анатолия Васильевича Луначарского: современный специалист должен знать всё о немногом и немного обо всём. И, конечно, постоянно учиться.

В наши дни формула «Образование – на всю жизнь» сменилась другой – «Образование в течение всей жизни». В законопроекте «О дополнительном образовании», который мы внесли в Государственную Думу в начале XXI века, именно эту формулу предлагалось установить в качестве одного из главных принципов государственной образовательной политики. Тогда в официальном отзыве правительства нам ответили, что это нецелесообразно. В действующий федеральный закон № 273 «Об образовании в РФ» эта формула вошла уже по предложению правительства.

Кроме того, ориентация системы образования во многом зависит от национальных традиций. Советский, а затем российский инженер был не только хорошим «технарём», но и неплохо образованным гуманитарием. Для американской системы образования, напротив, исторически характерна узкая специализация. В своё время Владимир Маяковский утверждал: если американец занимается топорами, то о топорах он знает всё; но даже о молотках не знает ничего. К сожалению, прагматическое отношение к образованию всё более популярно и у нас. Известный российский педагог и академик Евгений Ямбург рассказывал мне, как принимал на работу молодого учителя информатики. Академик задал ему неожиданный вопрос:

– Что вы думаете о Чехове?

И получил ещё более неожиданный ответ:

– Я слышал о нём много хорошего…

На мой взгляд, этот молодой человек может быть хорошим IT-специалистом, но никогда не будет хорошим учителем. Я считаю, что настоящее образование – это воздействие личности на личность. Всё остальное, в лучшем случае, – обучение, а порой и просто дрессировка.

– Сегодня менеджеры, претендующие на роль идеологов образования, считают, что должны быть прагматичные образовательные услуги, а не классическое образование. Насколько удалось изменить этот подход?

– Приведу три основных аргумента в пользу исключения понятия «образовательные услуги» из повестки дня.

К какой сфере общественной жизни относится образование? Это точно не сфера услуг, а вот дальше мнения расходятся.

Одни экономисты относят образование наряду с медициной и культурой к сфере четвертичной индустрии, имея в виду, что первичная индустрия – это сельское хозяйство, вторичная – собственно промышленность, третичная – торговля, финансы и так далее.

Другие идут дальше и утверждают, что образование в системе производства занимает то место, которое прежде занимало производство средств производства для производства средств производства (тяжёлое машиностроение). Уже в ХХ веке образование стало областью с наиболее высокой отдачей долгосрочных инвестиций.

Второй аргумент состоит в том, что отношения в образовании принципиально отличаются от сферы услуг. Результат образовательной деятельности – получение знаний, которое, в отличие от деятельности по оказанию услуг, зависит от обеих сторон. Отношения в образовании являются субъект-субъектными, не формально-правовыми, но личностно-психологическими.

В своё время, посетив в Краснодарском крае школу академика М.П. Щетинина, я задал её основателю и бессменному директору вопрос:

– Сколько у вас учеников?

В ответ услышал:

– 350.

– А педагогов?

– 350.

В этом парадоксальном ответе был глубокий смысл. И дело не только в том, что в школе Щетинина образовательный процесс построен на том, что дети обучают друг друга. Дело в том, что настоящие педагоги не только учат детей, но и сами у них учатся. Не зря известная пословица гласит: «Ребёнок – отец мужчины», а Карлу Марксу принадлежит другое парадоксальное, но вполне диалектическое утверждение: «Дети должны учить своих родителей»!

Аргумент идеологический состоит в том, что подавляющее большинство педагогов, за исключением новейших менеджеров (или, как иногда говорят, манагеров) от образования, воспринимают теорию образовательных услуг как оскорбительную для себя.

Мне много раз приходилось слышать от педагогов: мы – не чистильщики сапог. И это справедливо. Теория услуг убивает нравственное содержание образования и его живую душу. Руководители Министерства образования и науки, Министерства просвещения и даже президент России неоднократно высказывались за исключение этого понятия из действующего законодательства.

На теории услуг в образовании во многом держится стремление исключить из образования человеческий фактор. В свою очередь это один из аргументов в пользу формализованной оценки знаний, включая ЕГЭ.

На самом деле там, где нет личностных отношений, может существовать дрессировка, даже обучение, но только не образование. Суть образования – это и есть влияние личности на личность. Не зря говорят: не стремитесь воспитывать своих детей – они все равно будут такими, как вы.

Мы дважды вносили законопроекты об изгнании из законодательства понятия «образовательных услуг». В первый раз правительство дало отрицательный отзыв, а в Госдуме за закон проголосовали три фракции, за исключением «Единой России». Второй раз законопроект был внесён 31 августа 2021 года, но спустя три с половиной месяца Правительство вновь дало на него отрицательный отзыв.

Только 13 апреля 2022 года в Госдуму был внесён законопроект на ту же тему, согласованный с финансово-экономическим блоком в правительстве. Но он получился половинчатым. Согласно ему, не является услугой только бесплатное (бюджетное) образование; любое же образование, за которое уплачены деньги, услугой остаётся. Поскольку в России на бюджетной основе учатся только около 40 процентов студентов высших учебных заведений, получается, только они получают образование, а остальные 60 процентов – лишь услуги. Надеюсь, ко второму чтению нам удастся хотя бы отчасти исправить концепцию этого законопроекта. 

– Как Вы прокомментируете популярное в определённых кругах мнение, что воспитание – это реликт советской идеологии, и не нужно воспитывать ученика, который должен стать обычным эффективным менеджером?

– Формальный отказ от воспитания – это часть системы, которую я бы назвал «мёртвым» образованием. Под лозунгом деидеологизации образования в 1990-х часто скрывалась идея замены социалистической идеологии на примитивный антикоммунизм. Но даже в то время, когда система образования официально отказывалась от воспитательной функции, она всё равно продолжала воспитывать. Растить личность без гражданских и нравственных ценностей, как говорил один из министров образования, создавать «квалифицированного потребителя».

Сейчас ситуация изменилась. Принят специальный закон и несколько официальных нормативных документов. Но появилась другая угроза – «мёртвое» псевдовоспитание.

Одна из главных системных проблем современного российского образования – его бюрократизация. Российский учитель – мировой рекордсмен по количеству времени, которое он тратит на бюрократические процедуры. Согласно специальному докладу Госдумы, каждое учебное заведение в год в среднем заполняет по 300 отчётов по 12 тысячам показателей. Начальство требует от педагогов не реальной воспитателей работы, а бумаг и отчётов. Как сказала мне одна учительница из Петербурга, дети безошибочно чувствуют, когда мы что-то делаем для них, а когда – для отчётов и показателей. Если мы хотим, чтобы воспитание было успешным, учителю необходимо уменьшить нагрузку (с увеличением зарплаты) и расширить пространство свободы.

– Социальные опросы показывают, что порой школьники и студенты не знают истории, соглашаясь с тем, что Наполеон в 1941 году разбил под Москвой советских солдат, а Мазепа – революционный герой. Можно ли как-то поднять уровень преподавания истории в нашей стране?

– Вы правы, многие из студентов не знают даже, кто такой Владимир Ленин. Выводы социологов неутешительны: исторические знания россиян фрагментарны настолько, что у большинства граждан нет полноценного понимания исторических процессов. Отказ от традиционных методов обучения истории приводит к тому, что молодёжь знает и помнит только то, что видела в фильмах и телепередачах. Незнание же истории ведёт к отсутствию политических ориентиров. Существует несколько причин падения качества исторического образования. По сравнению с советскими временами школьный курс истории сокращён на четверть: в советский период историю суммарно во всех классах изучали 18 часов в неделю, в настоящее время – 14 часов. Причём объём материала не сократился, а даже увеличился. Самая глубокая причина исторического и общекультурного невежества – прагматическое отношение к образованию. Большинству будущих «IT-шников», экономистов, менеджеров по продажам и т.п. для деловой карьеры история, как они думают, не понадобится. Так зачем же её учить?..

– При отсутствии национальной идеологии и положительных исторических примеров молодые люди, которые через пятнадцать-двадцать лет придут к власти, могут сдать страну противнику из-за неспособности критически мыслить и популяризации западных ценностей. Как необходимо изменить наше образование, чтобы не допустить такого поворота в развитии страны?

– Для воспитания гражданина и патриота необходимо менять систему образования. Не только в узком смысле этого слова (от детского сада до вуза), но и в самом широком понимании, вернув всё то, что в советское время называли воспитанием средой.

Приведу лишь некоторые факторы, мешающие формированию позитивной личности в России: высокий уровень социального неравенства; широкое распространение бедности и малообеспеченности; узость «среднего класса»; информационная среда, ориентированная на развлечения и потребление; бюрократизация общества и в особенности системы образования.

– Существует мнение, что падение образования у молодёжи – неизбежный факт современной цивилизации. Причём из-за развития системы гаджетов люди будут и дальше интеллектуально деградировать. Как Вы прокомментируете эту проблему?

– Технический прогресс всегда порождает серьёзные противоречия в обществе. Информационные технологии, с одной стороны, открывают колоссальные возможности для развития, а с другой – порождают не менее серьёзные проблемы. Останавливать этот процесс не нужно, да и невозможно. Им необходимо управлять. Эксперты полагают, что доступ детей к Интернету необходимо ограничить по времени и содержанию. Считается, что в мире количество интернет-зависимых людей уже сравнимо с количеством зависимых от алкоголя и наркотиков. Всемирная организация здравоохранения 25 мая 2019 года официально признала зависимость от видеоигр заболеванием, внеся её в обновлённую редакцию Международной классификации заболеваний (МКБ-11) вместе с азартными играми, алкоголизмом и наркозависимостью. Опрос 30 тысяч российских школьников, проведённый Национальным медицинским исследовательским центром «Здоровье детей» Минздрава РФ (апрель-май 2020 года), это подтверждает. Согласно данным опроса, вредные нервно-психические последствия «дистанционки» (обучения на дому с помощью информационных технологий) испытали 83,8 процента всех школьников.

Если не управлять этим процессом, позволив ему развиваться стихийно, кроме вреда здоровью можно ожидать целого ряда других отрицательных последствий цифровизации школьного образования: ухудшения интеллектуального развития; ослабления воображения, формирования поверхностного эмоционального восприятия реальности; трудностей живого общения со сверстниками; усиления образовательного неравенства.

– Каким же образом можно вернуть молодым людям любовь к чтению печатных книг в эпоху всеобщего засилья гаджетов и компьютеров?

– Проблема не только в молодых читателях. Советский Союз был одной из самых читающих стран мира, а во второй половине 1980-х годов – самой читающей. Десятки миллионов людей читали литературу, которая даже в самых развитых странах знакома лишь узкому кругу интеллектуальной элиты. В первой половине 1990-х произошёл резкий спад. В последние годы ситуация с чтением постепенно улучшается, но мы ещё не достигли даже уровня первой половины 1990-х годов. Количество книжных магазинов в стране, по данным лидеров Российского книжного союза, сократилось до уровня 1913 года!

Для возрождения культуры чтения нужно провести ряд реформ: изменить информационную среду – от развлекательной к просветительской; запустить социальную рекламу, адресованную родителям для популяризации чтения книг детям; вернуть идеологию преподавания литературы, характерную для советской школы. Как говорила моя учительница: «Литература – это не учебный предмет, а воспитание души».

Не менее важно ввести обязательный экзамен по литературе, но не в форме ЕГЭ. Мы в законопроектах неоднократно предлагали дать право выбора выпускнику: писать сочинение или сдавать литературу устно. Количество экзаменов от этого не изменится, но отношение к литературе и чтению в школе улучшится.

– А как Вы относитесь к преподаванию религии в школе? Представим себе семью, где отец татарин и придерживается ислама, а мать русская, исповедующая православную веру. Как им воспитывать своих детей?

– Я сторонник светского образования в государственной (муниципальной) школе. Дело не в том, что родители могут принадлежать к разным конфессиям и «тянуть» ребёнка в противоположные стороны. Более важны другие обстоятельства.

Обучая потенциальных православных детей православной культуре, а потенциальных маленьких мусульман – исламской, мы вольно или невольно работаем против общероссийской гражданской идентичности, порождая потенциальные конфликты на межрелигиозной основе в школе.

В то же время в случае обязательного (принудительного) введения в государственной школе религиозного воспитания мы имеем все шансы получить обратный результат. Не случайно Павел Флоренский говорил: нет ничего более вредного для православной веры, чем принудительное преподавание Закона Божьего. Он был прав. В начале прошлого века многие радикальные атеисты вышли именно из той социальной среды, кому закон Божий преподавался насильственно. 

В России есть некоторые политические публицисты, которые думают, что в XXI веке произойдёт слияние науки и религии. Но я больше доверяю мыслителю XVIII века Михаилу Ломоносову, который предлагал разделить эти сферы: «Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет божескую волю вымерять циркулем. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по псалтире научиться можно астрономии или химии».

С моей точки зрения, Свято-Тихоновский университет, который несёт слово Божие с помощью современных технологий, выглядит гораздо современнее, чем ядерный университет, который вводит у себя кафедру теологии. Вряд ли воля Божья способна помочь в понимании ядерных и термоядерных реакций.

– Над какими законами в области образования Вы сейчас работаете?

– В базе Государственной Думы на моей фамилии значатся более 300 законопроектов, из которых более 40 стали законами. Среди них чуть меньше половины посвящены образованию. Дважды мы вносили в парламент фундаментальные законопроекты, первый из которых назывался «О народном образовании», а второй – «Об образовании для всех». Дважды они отклонялись, хотя, на мой взгляд, содержали все или почти все решения, необходимые для принципиального изменения ситуации в отечественном образовании, включая финансирование, статус педагогических работников, дебюрократизацию, отказ от теории услуг. После этого мы разбили эти законопроекты на составляющие части и в рамках стратегии «Образование для всех» пытаемся решить отдельные проблемы.

Сегодня на рассмотрении в Государственной Думе находятся, в частности, мои законопроекты о переводе единого госэкзамена в добровольный режим, о базовых окладах и статусе педагогических работников и множество других. На мой взгляд, для того, чтобы обеспечить образовательный прорыв, необходимо решить системные проблемы отечественного образования. В современной острейшей ситуации мы предлагаем сконцентрироваться лишь на главных из них: для преодоления кадрового кризиса обеспечить в полном объёме финансирование образования и науки, позволяющее реализовать нормы оплаты труда, предусмотренные Указом Президента РФ от 7 мая 2012  года № 597; значительно увеличить контрольные цифры приёма и число бюджетных мест в вузах и средних специальных учебных заведениях; в срочном порядке произвести дебюрократизацию управления наукой и образованием, включая отмену плановых проверок учебных заведений и научных организаций; радикально сократить отчётность и документооборот; переориентировать учебный план школ на подготовку кадров для российской экономики и воспитание гражданина России.

В заключение процитирую любимое мною стихотворение сибирского поэта Юрия Ключникова, которое называется «Молодым»:

Поучать не хочу,

жизнь сама вас научит:

обломает рога,

шоры с глаз уберёт.

Есть у каждой эпохи и солнце, и тучи,

есть у каждой души свой крутой поворот

или вверх, или вниз,

остальное – детали…

Вон Георгий опять поднимает копьё.

Мы Россию в боях никому не отдали,

вы на ваших торгах не продайте её.

 


© 2024 Наука и религия | Создание сайта – UPix