Передо мной большая, очень красиво изданная книга – «Размышления о Боге, человеке и Вселенной: Сотворение мира»,
первая часть трилогии, задуманной автором. Вторая часть будет посвящена устройству Вселенной, а третья – человеку. Автор – Тимур Рафкатович Тимербулатов, взявший себе загадочный псевдоним Мон Тирэй. Тимербулатов – человек универсальных интересов и достижений, уже знакомый нашим читателям. Крупный учёный, доктор экономических наук, кандидат военных наук, академик РАЕН, крупный предприниматель в области строительства (президент группы компаний «Конти»), просветитель, автор ряда книг, статей, научно-популярных фильмов. Человек огромной энергии, он много сделал для страны, для людей. Государство и Русская Православная Церковь высоко оценили его заслуги и наградили его множеством орденов, званий и грамот, подробное перечисление которых заняло бы немало места. Его пассионарность проявляется во всём, в том числе и в литературной деятельности. Он переполнен желанием рассказать миру, как он – этот мир – устроен, просветить людей, ведь многие беды – от невежества. Книге «Сотворение мира» предпослана развёрнутая аннотация, фрагменты которой имеет смысл изложить. Автор убеждён, что наш мир имеет эфирную природу. В академической науке это положение считается спорным, пока господствует другая точка зрения, хотя сегодня ряды сторонников эфирной основы Вселенной пополняются. Но Тимур Рафкатович не просто выдвигает эту идею, он старается подвести под неё доказательную базу. Он описывает самые разные эксперименты, проведённые им и другими исследователями, приводит взгляды теологов, философов, учёных на устройство окружающего мира вообще и природу эфира в частности и видит в нём энергетическую основу Вселенной:
«Особое место в книге занимают сформулированные автором законы устройства мира, которые лежат в основе Мироздания, а также приводятся мысли автора о доказательствах существования Бога и сотворения Им окружающего мира и человека. Опубликованный материал позволяет понять и доказательно говорить о роли Бога в сотворении Вселенной. В книге дано современное видение возникновения Вселенной, формирования её структуры, формы, функционирования и развития, механизма образования и формирования частиц, атомов, планет, звёзд, галактик и самой Вселенной». (Заметим, что на протяжении всего существования науки совершались попытки доказать существование эфира. В одних случаях учёные стремились доказать его существование чисто теоретическим путём. Так шёл к решению проблемы коллектив учёных – Н. М. Евстигнеев, Ф. С. Зайцев, А. И. Климов, Н. А. Магницкий, О. И. Рябков, А. Н. Дмитриев, В. Л. Дятлов, В. П. Казначеев. Эксперты утверждают, что математическое обоснование теории выполнено ими на высоком уровне. Другой путь создания теории эфира избрал учёный-изобретатель А. Ю. Кошелев, создавший двигатель без отброса реактивной массы. А американский электрик и изобретатель Стивен Марк разработал тороидальный генератор (TRU), работающий без подпитки неограниченное количество времени, в основе механизма – энергия магнитного вихря, резонансных частот и ударов тока в металле. Создатель генератора утверждает, что в работе прибора участвует эфир.)
У читателя «Сотворения мира» особый интерес вызовут мысли автора о том, каким же образом была сотворена жизнь на нашей планете. Автор сопоставляет научный взгляд с библейскими положениями и сюжетами и постепенно
подводит к мысли о разумности Мироздания и об участии Творца в создании Вселенной и в жизни на Земле на всех этапах её появления и развёртывания. Для «Науки и Религии» этот параллелизм авторской мысли (мир, изучаемый наукой, и Бог, установлением отношений с Которым занимается религия) имеет огромное значение. Особую ценность представляет собой эрудиция автора, сумевшего рассказать о сложнейших процессах простым, доступным для понимания языком. Взаимосвязи религиозного и научного подходов к познанию мира посвящена целая глава. Автор приводит многочисленные цитаты из священных книг мировых религий, каждая из которых имеет свой взгляд на мир и процесс его сотворения, сопоставляя этот религиозный взгляд с данными таких наук, как космология, физика, метеорология, химия, ботаника, зоология, анатомия. Он подводит науку к идее, что есть Нечто, что лежит за её пределами. Очень интересны законы устройства мира, постулированные и доказательно обоснованные автором (законы единства мира, всеобщей взаимосвязи, строительства мира от малого к большому, иерархичности бытия, непрерывного движения, устойчивого равновесия систем, равновесия противоположностей и, наконец, развития).
Вызывает интерес попытка автора описать этапы рождения мира, которые он по-библейски называет «днями» (день первый, день второй, день третий… – всего семь). В итоге получается новая модель Вселенной, которую очень хочется проверить экспериментами и всесторонне продумать.
Возвращаясь к началу книги, хочется ещё раз обратиться к энергетической основе Вселенной – эфиру. Лучше, чем автор, не скажешь, потому мы предлагаем читателям самим сделать выводы, ознакомившись с одной из глав книги Тимура Рафкатовича Тимербулатова. Ею мы начнём серию публикаций на различные темы, освещённые в этой глубокой и увлекательно написанной книге.
___________________________
…Из эфира формируются все физические тела в окружающем мире и, собственно, сама Вселенная. В нашем представлении эфир – это окружающая нас упругая бесструктурная среда, находящаяся в постоянном движении, способная создавать все существующие во Вселенной материальные объекты и обеспечивать их взаимодействие.
Безусловно, эфир имеет определённые свойства, которые позволяют ему создавать окружающий мир. Определить эти свойства очень непросто. Современные технические средства пока не в состоянии справиться с этой задачей в полном объёме. Однако мы можем наблюдать проявления специфических качеств и состояний эфира на Земле и в космосе, что позволяет нам говорить о присущих эфиру свойствах.
…В пределах Вселенной эфир может находиться в уплотнённом и разреженном состоянии. За пределами Вселенной эфир находится в равновесном состоянии.
В сформированных материальных объектах эфир находится в уплотнённом состоянии. В этом состоянии мы можем ощущать и видеть эфир в различных вариациях, чувствовать его вкус, запах, цвет… Всё, что окружает нас на нашей планете, является уплотнённым эфиром. А в космическом пространстве – это звёзды, планеты, галактики, а также спутники планет, метеориты, астероиды, кометы, космическая пыль и газы. В уплотнённом состоянии эфир многообразен. Он проявляется в природе в виде газа, жидкости, твёрдых тел или плазмы, демонстрируя огромное разнообразие своих свойств. По этой причине весьма сложно сформулировать фундаментальные свойства эфира.
В разреженном состоянии эфир находится вокруг частиц, атомов, звёзд, планет и галактик. Разреженное эфирное пространство образуется в результате воздействий эфирных вихрей, которые при формировании частиц, атомов, звёзд, планет, галактик и самой Вселенной стягивают окружающую эфирную среду в тороидальные материальные объекты. Размеры разреженного эфирного пространства определяются размерами и плотностью этих космических объектов. Так, вокруг Земли оно будет отличаться от околозвёздного, а околозвёздное – от межзвёздного и межгалактического.
Наша Вселенная, так же, как и все частицы, атомы, звёзды и галактики, формировалась из эфирной среды. Но первоначально она формировалась из эфирной среды космоса. Поэтому ядро Вселенной и вселенский туннель представляют собой уплотнённый эфир, а пространство вокруг ядра Вселенной – разреженную эфирную среду. За границами разреженной эфирной среды Вселенной находится эфирная среда космоса.
В моём понимании, эфирная среда космоса – это сверх-текучая, сверхохлаждённая материальная субстанция, существование которой было предсказано индийским физиком Ш. Бозе в начале XX века и которую мы уже определили как эфирную среду в равновесном состоянии[1].
На мой взгляд, в равновесном состоянии существует только эфирная среда космоса. Равновесное состояние эфирной среды космоса – это ненапряжённое состояние космической эфирной среды, в которой была создана наша Вселенная и которая её окружает. Внутри нашей Вселенной мы не встретим такого состояния эфирной среды, потому что эфир во Вселенной может находиться или в разреженном, или в уплотнённом состоянии. Равновесное же состояние эфирной среды – это исходное природное состояние эфира, предположительно существующее при температуре абсолютного нуля.
Поэтому при определении фундаментальных свойств эфира объектом исследования должен выступать эфир, находящийся в состоянии равновесной эфирной среды, то есть тот эфир, который является первоначальной основой нашего материального мира. А под фундаментальными свойствами эфира нужно рассматривать его существенные основополагающие качества.
Итак, анализируя результаты наблюдений за космическим пространством, а также физические эффекты, возникающие при проявлении различных свойств эфира в природе, мы можем отнести к фундаментальным свойствам эфира его бесконечность в пространстве, однородность, упругость и материальность.
Безусловно, эфир обладает и другими свойствами, но они, по нашему мнению, являются лишь следствием проявления его фундаментальных свойств. К примеру, упругость – это фундаментальное свойство эфира, которое позволяет эфиру изменять свою плотность. Плотность эфира – это тоже его свойство, но уже не фундаментальное, так как оно является следствием упругости.
Упругость эфира обеспечивает процессы растяжения и сжатия эфирной среды. При растяжении эфирной среды её плотность уменьшается, а при сжатии – увеличивается.
При любом изменении плотности эфира упругая эфирная среда всегда будет стремиться восстановить своё исходное состояние. Поэтому при появлении в эфирной среде пространств, различных по своей плотности, упругий эфир неминуемо затянет эфирную среду из области высокой плотности в область более низкой плотности, вызывая перемещение эфирной среды и возникновение эфирных потоков.
Ситуация подобна перемещению воздушных масс в атмосфере Земли. Воздушные массы перемещаются из области с высоким атмосферным давлением в область с низким давлением. При этом в атмосфере возникают ветры, а иногда и ураганы. Как правило, эти воздушные перемещения ведут к изменению погоды. Эта ситуация с перемещением воздушных масс в атмосфере Земли в глобальном масштабе происходит непрерывно. Потому что перемещение воздушных масс из области высокого атмосферного давления в область более низкого давления вполне предсказуемо ведёт к изменению давления и в той, и в другой области. То есть возникает некая незатухающая цепная реакция, которая вызывает непрерывное движение воздуха над поверхностью Земли из области высокого атмосферного давления в область более низкого давления. По этой же причине эфир в космическом пространстве непрерывно движется. Непрерывность движения также является свойством эфира.
Перемещение эфира ведёт к образованию движущихся эфирных потоков, которые формируют эфирные вихри. Эфирные вихри являются основой вращающихся тороидальных материальных образований. Вращающиеся тороидальные материальные образования от частиц и до галактик формируют нашу Вселенную. При этом проявляются свойства эфира: его плотность, непрерывность движения, способность образовывать эфирные потоки, эфирные вихри и тороидальные вращающиеся материальные образования различного размера. Но мы сейчас рассмотрим лишь фундаментальные свойства эфира, находящегося в первоначальном равновесном состоянии.
Мы никогда не сможем понять, как, когда и почему появился эфир. Мы никогда не узнаем, имеются ли у него пространственные границы. Нам этого не дано. Исходя из наших сегодняшних представлений и возможностей и того, что мы уже в состоянии увидеть, можно предположить, что эфирная среда бесконечна. Поэтому бесконечность в пространстве можно рассматривать как фундаментальное свойство эфира.
Когда-то древние мыслители считали, что мир создан из мельчайших и неделимых частиц – атомов. Однако с развитием технических средств учёные открыли, что атом не является мельчайшей частицей в окружающем мире. Были сделаны открытия, которые показали, что атом состоит из ядра и вращающихся вокруг него электронов, а ядро в свою очередь состоит из протонов и нейтронов. Были открыты и ещё более мелкие частицы – нейтрино и фотоны. Но и это далеко не предел. Исследования продолжаются, и мы ждём новых открытий.
В древности астрономы полагали, что Земля – центр Вселенной. С появлением телескопов астрономы узнали о существовании Солнечной системы. Дальнейшее развитие науки и техники позволило понять и определить место Солнечной системы в нашей галактике, которая называется Млечный путь[2]. Затем было обнаружено, что галактики составляют скопления и сверхскопления галактик. Современные технические возможности дают нам основания полагать, что Вселенная простирается на многие миллиарды световых лет.
Сегодня нам не известны границы Вселенной. Весь окружающий мир состоит из конечных материальных образований: частиц, атомов, планет, звёзд, галактик, скоплений и сверхскоплений галактик, поэтому логично предположить, что и наша Вселенная может быть не безгранична. Ведь Вселенная – не исключение, и она тоже может иметь определённую форму и структуру. Мы просто пока этого не знаем, но эти знания придут. Аналогично тому, как мы узнали об устройстве атомов или галактик. Всему своё время.
Если Вселенная может иметь границы и определённую форму, то это вовсе не означает, что она находится в пустоте и за её границами ничего нет. Вселенная так же, как и весь окружающий мир, создавалась из эфирной среды. За границами Вселенной находится всё та же равновесная эфирная среда Космоса, в которой, судя по логике устройства нашего мира, существуют вселенные, подобные нашей. И это эфирное космическое пространство с множеством вселенных тоже может иметь свои границы. Но человеческая цивилизация определить эти границы не в состоянии. Поэтому для нас оно бесконечно. Поэтому бесконечность в пространстве – это важнейшее фундаментальное свойство эфира[3]. Если, согласно нашему предположению, окружающий мир сформирован из единой эфирной среды, то в этом мире не может быть места ничему иному, кроме эфирной среды в любом её состоянии – разреженном, уплотнённом или равновесном. В мире не может быть и пустоты. Её нет в космическом пространстве. В космосе может быть лишь эфирная среда, которую мы пока не можем обнаружить и описать даже при помощи самых современных технических средств.
Во Вселенной существует определённый порядок – планеты вращаются вокруг звёзд по своим орбитам, звёздные и планетарные системы имеют своё место в галактиках, галактики тоже движутся в своём направлении. Если бы в космическом пространстве существовала пустота, то ни планеты, ни звёзды, ни галактики не могли бы сохранять своё местоположение в пространстве. Они просто провалились бы в эту пустоту. Пустота не может удерживать звёзды и планеты в пространстве. В пустоте не мог бы распространяться свет и не могли бы существовать радиоизлучение и гравитационное взаимодействие. Наличие пустоты породило бы хаос в космическом пространстве. Но этого не происходит.
В мире всё взаимосвязано, и мир един. Это единство мира обеспечивается единой эфирной средой, которая удерживает все космические объекты в определённых местах, обеспечивает проявление всех видов взаимодействий, сохраняя упорядоченность в космическом пространстве.
Но чем обеспечивается единство самой эфирной среды? Её единство может быть обеспечено только её целостностью и однородностью. Наличие структуры у эфирной среды в виде каких-либо частиц, пусть даже самых мелких, предполагает наличие какого-то свободного пространства между ними. Тогда логично возникает вопрос, чем же это пространство может быть заполнено.
Пустотой? Но в мире нет пустоты. Значит, для сохранения единства мира эфирная среда должна быть единой, целостной, неразрывной, то есть однородной. Вместе с тем в этой бесструктурной эфирной среде в результате действий эфирных вихрей возникают частицы, атомы, звёзды, галактики, то есть эфирные структурные образования из уплотнённого эфира. И все они в ней же и находятся. Только при этих условиях все материальные объекты мира могут быть взаимосвязаны и взаимозависимы. Это обеспечивается основополагающим свойством эфира – его однородностью. Поэтому однородность эфира можно с полным основанием назвать его фундаментальным свойством.
Ещё одним важным фундаментальным свойством эфира является его упругость. В понимании современной науки, упругость – это свойство тел изменять форму и размеры под действием силы и самопроизвольно восстанавливать исходную конфигурацию при прекращении внешних воздействий[4] .
Упругость проявляется у твёрдых тел, жидкостей и газов. Считается, что упругость твёрдых тел обусловлена силами взаимодействия атомов, из которых они состоят. Под действием внешней силы атомы твёрдых тел могут смещаться, выходя из равновесного положения, которое они занимали до начала воздействия. При прекращении действия внешней силы атомы, стремясь к равновесию, могут возвращаться в исходное положение.
Атомы жидкостей и газов не имеют таких жёстких и прочных связей между собой, поэтому они легко поддаются изменению формы. Однако они тоже обладают упругостью. Их объём уменьшается при увеличении давления, а при прекращении давления жидкости и газы возвращаются в прежние объёмы.
Упругость эфира достигает огромных значений. Подобно сверхэластичной резине, эфир способен «растягиваться» на огромные расстояния, а затем возвращаться в исходное положение. Под воздействием сил эфир может не только растягиваться, но и сжиматься, умещаясь в крайне малые объёмы. При прекращении действия этих сил эфир немедленно возвращается в исходное состояние.
Однако способность к растяжению не означает, что эфир состоит из каких-либо частиц, расстояние между которыми увеличивается при растяжении. Наличие таких частиц предполагало бы наличие пустоты, но эфир однороден, он не состоит из частичек, между которыми при растяжении образуются пустоты.
Во Вселенной нет пустоты, в ней существует лишь эфирная среда в том или ином состоянии. В микромире эта эфирная среда находится между атомами и молекулами, и именно упругость эфирной среды является причиной упругости твёрдых, жидких и газообразных веществ.
В мегамире все звёзды, планеты, галактики и их скопления также расположены в эфирной среде. Эфирная среда Вселенной связывает звёзды и планеты в звёздные и планетарные системы, а их – в галактики, которые формируются в скопления и сверхскопления. Именно эфирная среда связывает все космические объекты в единую систему под названием «Вселенная» так же, как цементный раствор связывает кирпичи в построенном доме.
Кроме того, эфирная среда является единственной субстанцией, по которой передаются все фундаментальные взаимодействия во Вселенной: гравитационное, магнитное и электрическое. Упругость и бесструктурность эфирной среды обеспечивают проявление этих взаимодействий в окружающем нас мире.
Упругость – фундаментальное свойство эфира. Без упругости проявление различных состояний эфирной среды стало бы невозможным, как стало бы невозможным и стягивание эфирной среды в тороидальные материальные образования. Без упругости эфира вопрос сохранения энергии эфирных потоков в тороидальных материальных объектах тоже не имел бы своего решения.
Именно вследствие наличия упругости у эфирной среды обеспечивается передача гравитационных, магнитных и электрических взаимодействий. Упругость эфирной среды является непременным условием передачи электромагнитных колебаний не только на Земле, но и во всём пространстве Вселенной.
Вместе с тем проявление свойства упругости и формирование материальных объектов во Вселенной возможны только в том случае, если эфир имеет материальную основу. И это не может быть иначе. Невозможно из нематериального, даже при условии его выраженной концентрации, сформировать что-либо материальное.
Поэтому материальные частицы, звёзды, планеты и галактики могут быть сформированы только из материального эфира. Только концентрация материального эфира может стать условием перехода эфира в материальные частицы, а они – составлять материальные атомы, которые формируют материальные звёзды, планеты и галактики. Поэтому эфир, по нашему мнению, обладает ещё одним важным фундаментальным свойством – материальностью.
Таким образом, понимание фундаментальных свойств эфира позволяет нам более глубоко понять его физическую сущность. Основываясь на анализе природных явлений и проявлений свойств эфира в окружающем мире, можно предположить, что физическая сущность эфира заключается в том, что эфир и только эфир является самостоятельной, единой и единственной, однородной, упругой, бесконечной материальной субстанцией, из которой формируются и в которой существуют все частицы, атомы, звёзды, планеты, галактики и Вселенная, находящиеся в космическом пространстве.
Уникальность эфира заключается в способности единой однородной эфирной среды под действием движущихся эфирных потоков и эфирных вихрей из самой себя формировать различного размера тороидальные эфирные образования – от частиц и до Вселенной, которые в своей совокупности составляют столь разнообразный и богатый окружающий материальный мир.
К глубокому сожалению, современная наука обходит эфир стороной, что оказывает негативное влияние на прогресс цивилизации и продвижение научных знаний. Это требует изменения вектора развития науки в направлении осознания эфирной природы окружающего мира. Только правильное понимание физической сути эфира и его основополагающей роли в построении и функционировании Вселенной позволит сделать новые открытия и направит человечество к процветанию.
Понимание механизма формирования первичных, фундаментальных частиц во Вселенной создаст возможности для высвобождения огромной энергии, собранной эфирными вихрями в тороидальные конструкции. Более того, появится возможность управления этой энергией в процессе человеческой деятельности в любой точке планеты. Дешёвая и неисчерпаемая энергия откроет путь на полярные территории, в глубины океанов и далёкий космос.
Это также позволит осуществить давние мечты человечества о телепортации и левитации. Цивилизация получит в своё распоряжение совершенно новые, экологически чистые транспортные средства с пока неизвестными нам принципами перемещения. Понимание информационных свойств эфира приведёт к тому, что телепатия станет обычным делом и займёт место мобильных телефонов и радиостанций. Она станет новым способом передачи информации и общения между людьми.
Исходя из этого, анализ природных явлений в космосе и на Земле, результаты проведённых экспериментов в прошлом и настоящем, а также размышления о природе мира позволяют утверждать, что:
– эфир существует;
– эфир имеет свои физические свойства;
– звёзды и планеты сформированы эфирными вихрями и эфирными потоками различной мощности;
– эфирная среда вокруг планет и звёзд неоднородна и имеет большее разряжение вблизи их поверхности, увеличивает свою плотность и уменьшает свою скорость вращения при удалении от их поверхности.
Всё, что мы видим и ощущаем вокруг себя, – это эфир. Эфир, из которого мы состоим, в котором мы живём и которым мы дышим. Эфир – это наше будущее. Эфир – это ключ к познанию окружающего мира. Если мы хотим дальнейшего процветания и развития цивилизации, если хотим познать Вселенную, то мы должны понимать, что это возможно только при условии признания основополагающей роли эфира в построении окружающей действительности.
Полагаю, что так устроен наш мир. Этот мир создан из эфира по великому замыслу. Замыслу Бога.
В прошлом номере мы рассказали о книге Тимура Рафкатовича ТИМЕРБУЛАТОВА (псевдоним Мон Тирэй) «Размышления о Боге, человеке и Вселенной: Сотворение мира», опубликовав фрагмент из неё, посвящённый эфирной природе Вселенной. Мы продолжаем знакомить вас с размышлениями автора о самых разных областях человеческого бытия и знания.
Размышления о Боге
Религии
Господь, Творец, Создатель, Вседержитель, Всевышний, Всемогущий, Вездесущий, Всезнающий, Всесильный, Милостивый, Милосердный… Практически во всех религиях мира и во всех философских системах мы найдём упоминание о некоем Высшем существе, сотворившем окружающий мир и законы, по которым этот мир существует.
…В ранних религиях Бог представлялся как огромное человекоподобное существо, однако в более поздний период предстаёт некой высшей, всемогущей, вечной, всезнающей сущностью, которая несёт в мир абсолютную любовь и добро.
…Во всём многообразии религиозных конфессий и течений нет единого представления о Боге. Но все они разделяют общую идею о существовании Бога. В соответствии с их взглядами, именно Бог и только Он способен создавать природу и управлять всеми природными процессами.
Известно, что более 6 миллиардов человек, населяющих нашу планету, придерживаются тех или иных конфессиональных взглядов. Мировые религии многочисленны и хорошо организованы. Христианская религия представлена во всех странах мира и объединяет около 2,5 миллиарда верующих, из них около 1,3 миллиарда – католики, примерно 800 миллионов – протестанты и около 280 миллионов – православные.
Вторая по численности религия – ислам – насчитывает более 1,8 миллиарда верующих, проживающих в 125 странах. Это самая молодая религия, возникшая в начале VII века на Аравийском полуострове[1]. При этом и христианство, и ислам возникли из иудаизма – древней монотеистической религии, и все вместе эти три религии называются авраамическими.
Самой древней из ныне существующих религий является индуизм, который представляет собой совокупность индийских религиозных традиций и философских школ, объединяя около одного миллиарда приверженцев[2].
Ещё одна старейшая религия – буддизм – возникла в VI–IV веках до н.э. в Древней Индии и является четвёртой по величине религией с более чем 520 миллионами последователей[3]. В мире существуют и другие религии, религиозные направления и философские школы, из которых наиболее многочисленным признано конфуцианство.
…В монотеистических религиях вера в единого и всемогущего Бога – главный религиозный догмат. При этом в христианстве, в отличие от иудаизма и ислама, единый Бог имеет три лица (ипостаси): Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух.
Однако в религиях Древнего Китая, Кореи, Японии, Индии, Древнего Востока и других политеистических религиях фигурирует множество богов. Один из этих богов обычно выступает как главный, наиболее могущественный, например, Мардук – у древних вавилонян, Зевс – у древних греков, Перун – у древних славян и т. д.
В индуизме и некоторых других религиях нет ярко выраженного возвышения одного бога над другими. Наряду с «великими» богами здесь нередко почитаются и второстепенные, низшие боги, неотличимые от местных духов, гениев, демонов.
…Образы богов отражали эволюцию почитающих их народов. У людей первобытного общества не было веры в богов, а было лишь поклонение неодушевлённым предметам, была вера в духов, демонов и другие фантастические образы. С появлением племенных объединений и первых городов в них формируется культура поклонения образу племенного бога. Поклонение ему позволяло несколько по-иному воспринимать окружающий мир, дисциплинировало и объединяло племя, помогая ему выживать в непростых условиях развития раннего общества.
Бог племени или города представлялся как его защитник и предводитель в борьбе с врагами. К примеру, в некоторых городах боги становились их покровителями: у Афин – богиня Афина Паллада, у Вавилона – бог Мардук, у Мемфиса – бог Пта.
В античной философии идея бога выполняла важную конструктивную функцию в философском и научном познании мира. Основываясь на творческом воображении, бог представлялся античным мыслителям нематериальным разумным началом, которое вносит порядок в хаотическую материю, но не смешивается с ней. Однако уже у Анаксагора Нус – это божественный принцип мирового порядка, движущая сила, участвующая в процессе образования мира[4]. Нус является некой духовной и даже механической силой, которая может воздействовать на эфир и придавать частицам материи вращение. Более того, Анаксагор наделяет Нуса некоторой тончайшей материальностью.
Платон впервые предложил логическое доказательство бытия богов, которые у него являются источником движения и упорядоченности мира. У Платона бог – Творец, Демиург – символ идеального и совершенного, который из хаотической материи создаёт гармоничный мир.
В индуизме, насчитывающем множество божеств, духов и демонов, всё же имеется некий бесконечный Абсолют – Брахман, являющийся духовным началом трёх основных божеств индуизма: Брахмы, Вишну и Шивы, каждый из которых символизирует своё собственное начало. Брахма – создатель Вселенной, Вишну – её хранитель на всём протяжении периода её существования, Шива – разрушитель Вселенной в конце времён. Однако Брахман – первооснова всех вещей и явлений, причина, источник и основа Вселенной. Он не имеет пола, внешних характеристик и атрибутов, и ему присущи бесконечность, неизменность и неподвижность.
Буддизм… в большей степени является философским учением, поскольку Будда не является богом. Последователи буддизма считают, что Будда явился в мир для блага всех живых существ. Он – «единственный, не имеет равных, не имеет двойников, несравнимый, бесподобный, несравненный, непревзойдённый, лучший из двуногих».
Будда отвергал идею Создателя и не рассматривал вопросы сотворения мира. Приверженцы иудаизма верят в единого Бога и бессмертие души. В их представлениях Он бессмертен, вечен, вездесущ, всемогущ и безграничен. Бог не имеет личной судьбы, не зависит ни от каких материальных сил, превосходит всё сущее, безгрешен и не нуждается в очищении. Он независим от Вселенной и предшествует любой материальной реальности. Бог не стареет, не изменяется, не растёт и не уменьшается, существует всегда, в вечном состоянии без времени, и не имеет конкретного физического облика.
В иудаизме человеческий разум адекватен образу Бога и способен поддерживать связь с Богом посредством молитвы. Человек может быть подобен Богу прежде всего своим нравственным самоограничением и способностью к творчеству, но всё же Бог недосягаем и непостижим. Он вне пространства и времени.
Бог создал мир за шесть дней, используя только слово, а не физические действия. По отношению к людям Он человеколюбивый, милосердный, долготерпеливый и прощает их преступления и грехи, но не оставляет их без наказания.
Христианство объединяет иудаизм и древнегреческую философию. В христианстве есть единый Бог-Творец. У Бога одна Божественная сущность, но три ипостаси, или три лица: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Святой Дух. Среди лиц Троицы нет старших и младших. Христиане не верят в перерождение и считают, что у человека есть только одна жизнь и, умирая, он должен предстать перед Страшным судом и ответить за все свои поступки, совершённые в прожитой жизни.
Бог в христианстве есть Дух, и «Ему все должны поклоняться в духе и истине» (Ин 4:24). Бога никто никогда не видел, Он невидимый и бесконечный Дух (Ин 1:18). Бог не имеет материального образа. Он не человек, и образ Его не является образом мужчины или женщины. Он бесконечно совершенен и мудр.
Ислам зародился на Ближнем Востоке и вобрал в себя идеи, характерные для иудаизма, христианства и религии арабов‑единобожников доисламского периода. В исламе Бог (Аллах) един и является Творцом мира, а Мухаммад является Его пророком. Аллах является источником и добра и зла. Сущность Бога недостижима и непознаваема для человека. Он не может представить себе Бога, ибо Бог не подобен никому и ничему… Бог был и будет всегда, Он не материален, и до Его уровня никто и никогда не поднимется, ибо Он недостижим[5].
Таким образом, все религии так или иначе воспринимают Бога как высшую, совершенную, непогрешимую, непознаваемую сущность. Бог бессмертен, всезнающ, всемогущ и вездесущ. Многие конфессиональные взгляды сходятся на том, что именно Бог создал окружающий мир и человека. Для Него не существует ни времени, ни пространства, Он бесконечен и нематериален.
Даже этот мимолётный экскурс в религиозную культуру разных народов нашей планеты позволяет утверждать, что какие бы религиозные течения и конфессии мы ни рассматривали – мы везде найдём присутствие Бога или богов, хотя у каждого народа они имеют своё неповторимое смысловое содержание и именное выражение.
И это главный вывод. Вывод о том, что во всех религиях и конфессиях существует некая невидимая и пока неведомая нам сила – Высшее Существо, способное создавать нас и окружающий мир. Имя Ему – Бог, Господь, Аллах, Создатель, Творец. Мы осознанно или неосознанно понимаем, чувствуем, догадываемся, предполагаем и, главное, верим, что Он есть, что Он могуществен и всесилен, всезнающ и вездесущ, Ему подвластны все и всё.
Позвольте даже не пытаться детально рассматривать общность и различия религиозных взглядов, а также теологические тонкости каждого конфессионального уклада. Дело это сложное и неблагодарное. У каждого народа есть свои религиозные основы, своё восприятие Бога. Найти единую платформу для корректировки тех или иных убеждений, существующих в разных религиях и у разных народов, невозможно, да и не нужно.
Священные писания
Понимание человечества о Боге было заложено очень и очень давно и нашло своё отражение в священных книгах, многие из которых, к великому счастью, сохранились по сей день и сами по себе уже являются чудом и общепризнанным свидетельством того, что это чудо было угодно Высшим силам. Все эти священные книги и писания – результат Откровений Бога с избранными – пророками, просветлёнными и святыми, которые донесли до нас эти бесценные сокровища религии, истории и культуры.
Во все времена люди старались сохранить свои знания. До наших дней дошли бесценные труды древних народов, которые записывали самые важные события своей жизни. Они открывают нам историю отношений между людьми, племенами, государствами. Историю, наполненную войнами и страданиями, радостями и победами, открытиями и достижениями. Всё это мы можем найти на скрижалях и в свитках, на папирусе и бумаге, на глиняных и деревянных дощечках.
Особое место в ряду этих исторических ценностей занимают священные писания. В этих сакральных текстах повествуется о происхождении, устройстве и развитии мира, законах бытия, описываются религиозные обряды, правила и нормы поведения людей в коллективе, определяются этические устои общества. Священные писания – это не просто историческое повествование о жизни, но Божественные откровения, переданные человечеству Богом через избранных Им людей…
Сначала эти Откровения передавались из уст в уста, но позднее их стали записывать, переписывать и бережно хранить, передавая из поколения в поколение. Сквозь тысячелетия до нас дошли священные книги индусов, буддистов, иудеев, христиан, мусульман, а также священные писания других религий и народов.
Одни из самых древних знаний о мире, в котором мы живём, а также о его великом Создателе, пришли к нам из собраний священных текстов иудеев и христиан – из Библии. Это уникальное творение состоит из Ветхого Завета (39 еврейских книг) и Нового Завета (27 христианских книг). Тексты Ветхого Завета относятся (по некоторым оценкам) к началу ХVIII–ХIII веков до н. э., то есть Библия существует уже около трёх с половиной тысяч лет! Считается, что она создавалась в течение 1600 лет[6]6.
Танах – Священное писание иудаизма. Это, по сути, Ветхий Завет Библии, который включает в себя три части: Тору, Невиим и Ктувим. Он описывает сотворение мира, природы и человека, историю возникновения и жизни еврейского народа, заповеди, заветы и законы, установленные Богом. Танах записан святыми людьми по Божьему вдохновению до пришествия Иисуса Христа. Первым автором Ветхого Завета был пророк Моисей, получивший откровение от Бога на горе Синай.
Священное писание христиан, Новый Завет был написан апостолами Иисуса Христа в период с середины и до конца I века н. э. Новый Завет описывает жизнь и проповеди Иисуса Христа. Наиболее ранними из текстов Нового Завета считаются послания апостола Павла. Евангелие от Матфея и Евангелие от Марка написаны примерно в 60‑х годах н. э., несколько ранее, чем Евангелие от Луки. В христианских Писаниях проповедовались любовь к людям, любовь к Богу, честность, доброта и щедрость.
Веды – это Священное писание индуизма, которое было записано на санскрите в XVI веке до н. э. Согласно верованию индуистов, Веды не имеют авторов, так как были ниспосланы человечеству богами через святых мудрецов около 6000 года до н. э. и долгое время передавались в устной стихотворной форме. Веды состоят из четырёх частей: Ригведы, Яджурведы, Самаведы и Атхарваведы. В них размещены мантры священнослужителей и мантры для чтения во время священных обрядов и ритуалов, а также прописаны правила жизни индусов, медицинские и военные знания. В ведических текстах, и в частности в «Книге бога Вйаза» (Шримат Бхагаватам. – Прим. ред.), детально описан процесс сотворения человека, повествуется о Земле, её существовании и развитии на протяжении миллиардов лет.
Священным писанием буддистов является Трипитака – каноническое собрание текстов, датированное V веком до н. э. В переводе с пали «Трипитака» означает «Три корзины», и впервые это Священное писание было записано на пальмовых листьях, которые были помещены в три плетёные пальмовые корзины[7]. В одной корзине (Виная-питака) – устав и правила поведения буддистов; в другой (Сутра-питака) – беседы и проповеди Будды, определяющие взаимозависимость всего происходящего в мире; в третьей (Абхидхарма-питака) – учения Высшего Закона, где излагаются методы и способы анализа внутреннего мира человека, восприятия внешнего мира, описываются правила укрепления памяти, внимания, созерцания, исследуются феномены сознания.
Для мусульман священной книгой является Коран, который, согласно исламскому вероучению, был ниспослан Аллахом через ангела Джабраила пророку Мухаммеду для передачи людям. Коран представляет собой Божественное слово в форме изречений, откровений, поучений и заповедей, произнесённых пророком Мухаммедом, и состоит из 114 сур (глав), каждая из которых включает в себя от 3 до 286 аятов (стихов).
Это «небесное» руководство для человечества и последнее Божественное откровение. Священный Коран в исламе является вечным чудом, которое никогда не потеряет своей актуальности и важности для человечества. Он воспитывает мусульман в духе праведности, богобоязненности, благонравия, взаимопомощи, мирных отношений, справедливости, правильного воспитания и развития личности, ответственности перед обществом, человечности и искренности[8].
Размышления
Безусловно, человечество хранит и другие Священные писания. Они есть у всех народов и религиозных конфессий. Они написаны в разное время, в разных странах и разными людьми и, конечно же, имеют свои отличия. Однако все они указывают на то, что описанные в них откровения имеют один источник, и источник этот – Бог. В этих Божественных откровениях людям передавались нравственные законы, этические нормы, заповеди о любви, добре и мире, религиозные обряды, история сотворения мира, создания живой и неживой природы, появления растительности, животных и человека, а также знания о том, что пока не создано, но обязательно появится на Земле.
Всё это нашло своё отражение в священных текстах, в которых говорится о нравственных ценностях, о совершенствовании человека, о необходимости любви, добра и мира среди людей.
Заповеди были переданы людям для неукоснительного выполнения требований Бога. Добросовестное соблюдение заповедей – это верная дорога к правильной и счастливой жизни. Однако лишь горькое разочарование останется в душе, если посмотреть, как человечество следует этим заповедям.
К примеру, одна из заповедей гласит: «Не убий». Разве человечество следует этому требованию? К глубокому сожалению – нет! Человечество регулярно развязывает войны, в которых гибнут миллионы. Вдумайтесь – миллионы! Зачем, ради чего? Как правило, из жажды власти и наживы, из честолюбия и мести, из неверно истолкованных религиозных соображений и ошибочной, а часто и человеконенавистнической идеологии. На одной чаше весов миллионы жизней, а на другой – простые человеческие пороки вождей, царей, королей или президентов…
А сколько убито в пьяных драках, в порыве ревности, в желании завладеть чужим имуществом, в дорожных авариях и техногенных катастрофах, при террористических атаках?..
Одинаково виновны и те, кто убивают, и те, кто отдают приказ убить. Они виновны в том, что отнимают жизни у людей, которые пришли на землю с конкретным предназначением, с миссией, данной им Богом. Среди этих людей вполне могли быть философы, физики, поэты, музыканты, писатели или художники… Среди них могли оказаться те, кто наверняка оставил бы свой неповторимый след в литературе, искусстве, науке… Все мы приходим в этот мир для того, чтобы сделать его лучше, совершеннее, прекраснее. Но погибшие уже никогда и ничего не сделают.
К сожалению, дело не ограничивается только убийством себе подобных. Мы с лёгкостью и жестокостью убиваем окружающую природу. Ежегодно уничтожаются сотни миллионов гектаров леса. Леса, который перерабатывает в кислород миллиарды тонн губительного для всего живого углекислого газа. Леса, который даёт возможность свободно дышать, который кормит человека и своих обитателей – и который мы убиваем без жалости и сожаления.
И это далеко не все наши «славные подвиги» в борьбе с природой. Мы так же безжалостно убиваем и животных. Мы убиваем их миллионами каждый день и каждый год. Убиваем и объедаемся, страдая от ожирения, диабета и сердечно-сосудистых заболеваний.
Несмотря на то, что Бог создал растения и плоды для нашего питания и повелевал питаться ими, мы убиваем животных. Человечество оказалось безрассуднее, чем можно было себе представить. Мало того, что оно убивает себе подобных, уничтожает леса и животных, оно так же безжалостно убивает и планету – наш единственный дом во Вселенной.
Мы заваливаем её миллиардами тонн мусора и химических отходов, загрязняем реки и озёра, моря и океаны, воздух и даже верхние слои атмосферы Земли. Но нам и этого мало. Мы взрываем ядерные бомбы в воде, земле и воздухе и хороним ядерные отходы под землёй и в глубинах океана. Мы добрались и до космоса, и сейчас вокруг планеты вращается многотонное облако космического мусора. По разным оценкам, его количество на орбите Земли варьируется от 220 до 300 тысяч объектов. Только представьте, какой эффект может оказать эта «астрономическая пуля» на пролетающий мимо космический корабль!
В масштабах нашей орбиты это кажется несущественным, но, по мнению учёных, после 2055 года, в результате взаимного саморазрушения уже имеющегося на орбите мусора, проблема космического мусора станет серьёзным препятствием для дальнейшего освоения космоса.
Мы мусорим везде – и в тайге, и в джунглях, и в горах, и в пустынях… Ни одно живое существо на планете не разрушает место своего обитания, и только homo sapiens делает это с завидным постоянством и, похоже, не остановится даже перед угрозой уничтожения планеты[9]. Всё это происходит там, где мы живём, «плодимся и размножаемся», воспитываем детей, заботимся о близких и мечтаем о простом человеческом счастье. Однако найти счастье в грязи и куче мусора не так-то просто.
И всё потому, что мы не следуем лишь одной из Божьих заповедей – «Не убий». Что уж говорить о выполнении других, не менее важных Божественных наставлений? Если бы люди следовали даже одной этой заповеди, то представляете, насколько бы изменилась наша жизнь? Прекратились бы войны, террор и убийства, стало бы меньше ссор и болезней. Жизнь человечества стала бы неизмеримо лучше и счастливее. Надо лишь следовать заповедям каждый день своей жизни – ради себя, своих близких и ради процветания цивилизации.
[1] Петренко С. П. Типология религий и конфессий по характеру их связи с этнической сферой.
[2] Flood, Gavin (Ed) (2003). The Blackwell companion to Hinduism, Blackwell Publishing.
[3] Buddhists. Global Religious Landscape. Pew Research Center (18 декабря 2012).
[4] Никулин М. С. Ум, который один управляет всей Вселенной. Ионийская ноология: рецепция и критика.
[5] Коран, 2:255, 112:1–4 и др. (Aṅguttaranikāya I 22).
[6] Царьков И. И. Библия как первичный нормативный текст.
[7] Янгутов Л. Е. Письменные тексты буддизма в религиозно-философской традиции Китая и Тибета.
[8] Коран, 1:1–7, 2:1–5, 2:284–286, 3:189–194 и др.
[9] Сукиасян С. Г. Суть и природа человека: эволюция homo sapiens.
Источник: "НиР" № 11, 2023
[1] Шатьендранат Бо́зе (1894–1974) – индийский физик, специализировавшийся в математической физике. В его честь назван класс элементарных частиц – бозоны.
[2] Большой энциклопедический словарь.
[3] Касимов Ф. Д. Структура бесконечной Вселенной.
[4] Стружанов В. В., Бурмашева Н. В. Теория упругости: основные положения. Учебное пособие.
Источник: "НиР" № 12, 2023