О самом главном на сегодня и для нашего журнала, и для будущего мира - академик РАЕН Тимур Тимербулатов
Продолжаем знакомить читателей с творчеством нашего постоянного автора и собеседника, доктора экономических наук, профессора, академика РАЕН Тимура ТИМЕРБУЛАТОВА, который занимается исследованием истории взаимоотношений науки и религии и поиском путей их взаимодействия. Будучи естествоиспытателем и учёным энциклопедических интересов, Тимур Рафкатович пришёл к необходимости веры в единого Бога, которая поможет налаживанию добрососедских отношений между людьми, преодолению конфликтов и достижению мира во всём мире. Эта статья посвящена тому, каким видится осуществление этого плана…
Были вместе, были рядом
Долгое время религия и философско-научные изыскания шли рука об руку, и между ними не возникало никаких противоречий. Человечество жадно впитывало в себя знания об окружающем мире, пытаясь проникнуть в суть природных явлений.
Занимаясь изучением основ мироздания, люди наряду с философией развивали астрономию и космологию. С древнейших времён центром мироздания считалась Земля. Всё, что имелось во Вселенной, по мнению древнегреческих учёных, вращалось вокруг нашей планеты. Вместе с предположением Пифагора о шарообразной форме Земли начала формироваться геоцентрическая система мира. Воззрения Пифагора поддержали Платон и Аристотель. Основываясь на взглядах древнегреческих мыслителей, астролог, математик и механик Клавдий Птолемей во II веке н.э. представил миру классическую античную монографию «Альмагест», в которой содержались все имеющиеся астрономические знания Греции и Ближнего Востока. Система Птолемея была принята в западном и арабском мире и поддержана Католической церковью. Геоцентризм достаточно успешно адаптировался не только к христианству, но и к исламу, и к иудаизму. Геоцентрическая модель мира просуществовала более 1500 лет.
В начале XVI века польский астроном, математик и механик Николай Коперник предложил свою гелиоцентрическую модель мира, которая положила начало первой научной революции. Суть гелиоцентрической системы заключалась в том, что Коперник, отвергая утверждение Птолемея о неподвижности Земли, предлагал рассматривать Землю как одну из планет Солнечной системы, вращающихся вокруг Солнца и вокруг своей оси. Согласно теории Коперника, Земля не являлась центром Вселенной. Все планеты, включая Землю, движутся по орбитам вокруг Солнца — центра мира. Это полностью противоречило геоцентрической модели и взглядам служителей Церкви. Теоретические положения гелиоцентрической модели мира нашли своё подтверждение после исследований Галилео Галилея, проведённых с использованием телескопа.
Новая астрономия: Земля не центр Вселенной
Впервые идея увеличения изображений удалённых предметов пришла в голову Леонардо да Винчи, который в 1509 году создал прообраз телескопа с трёхкратным увеличением. А в развитие идей Леонардо да Винчи в 1604 году известный немецкий астроном, математик и оптик Иоганн Кеплер опубликовал материалы об устройстве зрительной трубы. Но первым исследователем, направившим в 1611 году зрительную трубу в небо, всё же был Галилео Галилей. Сначала Католическая Церковь, в отличие от лидеров протестантизма, вполне благожелательно отнеслась к новой астрономии. Однако в 1616 году Церковь запретила поддерживать теорию Коперника как противоречащую Священному Писанию. Она внесла его главный труд «О вращении небесных сфер», над которым Коперник трудился около 40 лет, в список запрещённых книг. И только в 1835 году книга была исключена из этого списка. В 1600 году итальянский философ и поэт Джордано Бруно, поддерживавший и развивавший теорию Коперника, был обвинён в ереси и сожжён на костре. Бруно предполагал, что звёзды — это космические объекты, подобные Солнцу, что в пределах нашей Солнечной системы имеются и другие, неизвестные на тот момент планеты, а за её пределами звёзд и планет имеется великое множество и Вселенная бесконечна.
В 1633 году инквизиционный суд состоялся и над Галилеем. Его обвинили в поддержке запрещённой коперниковой модели мира и приговорили к пожизненному заключению, в последующем заменённому на домашний арест и надзор инквизиции. Работы Н. Коперника, Д. Бруно, Г. Галилея, И. Кеплера не были поддержаны Католической Церковью и ознаменовали начало негативных отношений между представителями религии и науки. Главные вопросы об устройстве мира стали главными же противоречиями между наукой и религией. Вместе с тем, несмотря на жёсткую реакцию Католической Церкви на научные исследования, противоречащие положениям Священного писания, развитие науки активно продолжалось. Исследователи стали смело искать физические и технические причины тех или иных природных явлений, не связывая их с существованием Бога.
Мы и обезьяны — близкая родня?
На рубеже XVIII–XIX веков феодальный строй окончательно сменился на промышленный капиталистический, что серьёзно пошатнуло позиции Церкви, которая являлась крупнейшим владельцем земель и угодий в государствах. Смена феодальной общественно-экономической формации на капиталистическую потребовала установления новых общественных и экономических отношений, которые повлекли за собой бурное развитие производительных сил.
Вместе с тем, капитализм активизировал проведение научных исследований и экспериментов. В конце XVIII века Джемс Бёрнетт высказал мысль, что человек не сотворён Богом, а является прямым потомком обезьяны. К середине XIX века в географии, археологии, палеонтологии, физиологии учёными был накоплен определённый опыт в исследовании постепенных и непрерывных изменений видов растений и животных, которые приводят к коренному качественному скачку в их развитии, то есть к возникновению новых видов организмов.
В 1859 году вышла книга английского исследователя Чарлза Дарвина «Происхождение видов путём естественного отбора», которая имела ошеломляющий успех. Дарвин обобщил отдельные эволюционные идеи, сведя их в единую концепцию, и выдвинул свою теорию эволюции, ключевым механизмом которой определил естественный отбор. Из этой теории следовало, что, возможно, у человека и у обезьяны был общий предок. Эта мысль была подвергнута жёсткой критике со стороны представителей многих религий, считавших, что она противоречит положению священных текстов о божественном сотворении человека. Ведь, по сути, важнейший вопрос о происхождении человека стал рассматриваться учёными как результат естественного отбора в эволюционном процессе развития. Достижения в физике, химии, биологии, генетике в XIX и в XX веках стали основой для широкого распространения атеизма, который предопределял отсутствие веры в существование Бога или богов.
Во второй половине XIX века атеизм получил своё развитие благодаря известным немецким философам. Людвиг Фейербах, Карл Маркс, Фридрих Ницше в своих работах жёстко критиковали любую религию, отрицали существование Бога и жизнь после смерти.
Бога нет, но вы держитесь
Атеизм достаточно распространён и в наше время. Так, самыми атеистическими странами признаны Эстония и Швеция, где примерно 82–84 процента населения отрицают существование Бога. Однако во многих странах большинство людей придерживаются религиозных взглядов. Кстати, самой религиозной из экономически развитых стран мира считаются США: около 90 процентов населения страны утверждают, что они верят в Бога (и даже на долларах печатают этот лозунг). Несмотря на наличие атеистически настроенных людей (около 150 миллионов атеистов), в мире сегодня существует множество различных конфессий и религиозных течений, объединяющих миллиарды последователей, и практически все они признают существование единого Бога — в том или ином смысле. К примеру, в каждой стране мира имеются христианские общины, которые объединяют более 2,3 миллиарда христиан. В настоящее время более 1,8 миллиарда мусульман проживают в 125 странах мира, около миллиарда человек на Земле исповедуют индуизм и около 500 миллионов человек — буддизм.
Итак, в жизни мирового сообщества существуют определённые мировоззренческие противоречия между наукой и религией. Прежде всего они касаются вопроса существования Бога. При этом одна сторона пытается доказать существование Бога, в противоположность ей другая сторона старательно доказывает Его отсутствие. Аргументы, которые приводятся по этому вопросу, пока не являются достаточно убедительными для каждой из сторон. Это ведёт к отсутствию взаимопонимания по проблемам, касающимся возникновения и устройства окружающего нас мира, происхождения человека и возможности жизни после смерти. Необходимо признать, что сегодня уже нет той остроты противостояния, которая существовала во времена инквизиции. Однако нет и конструктивной позиции, которая могла бы стать единой платформой для дальнейшего глубокого изучения окружающего нас мира при реальном объединении усилий науки и религии в этом направлении. Эта тема уже давно находится в интеллектуальном тупике и требует скорейшего рассмотрения и обсуждения, так как человечеству необходимы пути сближения и преодоления конфликтов. Пока, к сожалению, наука и религия идут каждая своей самостоятельной дорогой, вместо того чтобы, обогатив друг друга своими сферами влияния, знаниями и интеллектом, направить цивилизацию на путь мирного развития и процветания. Тем более что все необходимые основания для этого практически уже имеются.
Наука и религия: так ли глубоки противоречия?
Современное общество и особенно новое поколение прагматично и при формировании собственных убеждений требует чётких доказательств существования Бога, тонкого мира или вечной жизни, основанных на научных знаниях. Эти свидетельства могла бы дать наука, если бы отнеслась к их поиску более серьёзно и ответственно. В этих условиях необходимы соответствующий понятный аппарат и система научных доказательств, направленные на укрепление веры в Бога и расширение круга людей, Его почитающих. Тем более что основа для этих доказательств имеется и поддержана крупнейшими учёными нашей цивилизации. Так, основоположники классической физики сэр Исаак Ньютон, индуктивного метода в науке Ф. Бэкон, аналитической геометрии и современной философии Р. Декарт, гидродинамики и теории вероятности Б. Паскаль, учения об электричестве и электромагнитном поле М. Фарадей, статистической термодинамики Д.К. Максвелл, современной химии Р. Бойль, современной медицины У. Гарвей, современной биологии Д. Рей и даже уже упомянутые Г. Галилей, Н. Коперник, И. Кеплер, Ч. Дарвин верили в Бога!
Их примеру следовали великие философы XVII–XX веков Э. Кант, Ж.-Ж. Руссо, Вольтер, Д. Юм, Спиноза, Д. Бруно, Д. Беркли, Л. Витгенштейн… Один из самых популярных учёных, основоположник теории относительности Альберт Эйнштейн признавался, что «очень хочет узнать, как Бог создал мир». Он видел, что «…Вселенная устроена удивительным образом и подчиняется определённым законам, но мы эти законы едва понимаем. Наш ограниченный разум не способен постичь загадочную силу, что движет созвездиями».
Основатель квантовой теории немецкий физик Макс Планк относительно взаимного дополнения науки и религии считал, что «…и религия, и естествознание нуждаются в вере в Бога, при этом для религии Бог стоит в начале всякого размышления, а для естествознания — в конце. Для одних Он означает фундамент, а для других — вершину построения любых мировоззренческих принципов». Он также писал: «Наука нужна человеку как инструмент восприятия, а религия — как руководство к действию… одна не исключает другую; они переплетаются, взаимно дополняя друг друга». В труде «Куда идёт наука?»
М. Планк отмечал, что «…невозможно противопоставить религию и науку, поскольку они дополняют друг друга… Не случайно величайшие мыслители всех времён были людьми глубоко религиозными». М. Планк верил в жизнь после смерти, а также в существование «…иного мира, вознесённого над нашим; мира, в котором все мы всегда можем найти и найдём убежище». Лауреат Нобелевской премии по физике, основатель волновой механики Эрвин Шрёдингер называл науку «…игрой, правила которой придумал Сам Бог». Он утверждал, что «…опыт общения с Богом так же реален, как непосредственное чувственное восприятие или ощущение собственной индивидуальности».
Даже известный своими атеистическими взглядами французский писатель и философ Ж.-П. Сартр на пороге смерти пришёл к признанию Бога и признавался: «…я не ощущаю себя продуктом случая, песчинкой во Вселенной; я чувствую, что был ожидаем, приготовлен, задуман. В общем, такое существо, как я, могло появиться только волей Творца. Говоря о творящей руке, я имею в виду Бога».
Частица Бога
Это лишь малая часть того, о чём говорили, писали, спорили и что доказывали лучшие представители науки и культуры нашей планеты, когда размышляли о Боге, об окружающем нас мире, о человеке. Удивительное дело: очень многие выдающиеся учёные так или иначе приходили к пониманию Бога. Почему? Думается, они начинали осознавать: то, что они называли озарением, — это не совсем их заслуга. Это некая порция информации, пришедшая от Высших сил к конкретному человеку, в конкретное время и в конкретном месте. Информация, которая направлена к подготовленному и жаждущему знать исследователю. Яблоки на голову падают не только дремлющему под деревом Ньютону, но при этом о гравитации серьёзно задумался и постарался объяснить это явление лишь он один. Миллионы раз люди принимали ванну, но о выталкивающей силе, действующей на тело, погружённое в жидкость, начал размышлять только Архимед. Да и знаменитая периодическая таблица приснилась Дмитрию Менделееву вовсе не случайно. Всё предопределено Высшими силами. Поэтому птицы поют на заре, а не на закате. Семя прорастает и даёт побеги только в плодородной почве, а не на голой каменной глыбе.
Очевидно, что исследователи в процессе своей напряжённой работы начинали осознавать некую невидимую силу, которая вела их по пути познания мира, открывая всё новые и новые его тайные страницы. Эта сила поглощала их целиком, без остатка, лишала их сна и выключала из пустого веселья и праздности, забирала их время и вычёркивала из житейских дел и забот… Те, кто не понимал, что это за сила, и не относился к ней с должной благодарностью и почтением, так и оставался с каким-нибудь одним изобретением, спекулируя на нём всю оставшуюся жизнь и удивляясь вдруг остановившемуся потоку интересных мыслей и идей. Те, кто осознавал, что эта сила есть Бог, достигали высочайших вершин в науке и занимали своё почётное место в ряду гениальных детей Человечества. Бог всегда выбирает того, кому можно временно передать вдохновение, знания, интеллектуальное лидерство,— чтобы те, кто удостоится такой великой чести, оставили бы потомкам шедевры в искусстве, открытия в науке и радость в жизни.
Источник - Наталия Лескова, журнал «Наука и религия», №8, 2019