Пасха есть непреложное обетование о победе над тлением и распадом. В пасхальные дни христиане переживают таинство Смерти и Воскресения Христа.
Согласно церковному учению, Пасха есть непреложное обетование о победе над тлением и распадом. При этом историческое христианство не ограничивается чистой идеей бессмертия, но, в силу своего стремления к конкретности Откровения (вспомним опыт апостола Фомы, уверовавшего после вложения перстов в раны Спасителя), даёт верным осязаемый залог будущего восстания из мертвых. Речь идёт о святых мощах, или мощах святых угодников. На протяжении веков этот феномен привлекал не только верующие сердца, но и пытливые умы исследователей. Выясняя, что говорят о нём религия и наука, наш обозреватель обратился к удивительной истории обретения мощей преподобного Александра Свирского – тайнозрителя Святой Троицы…
Среди потомков петербургского профессора, основателя советской анатомической школы Владимира Тонкова известна история о том, как в годы богоборческого насилия, когда рушились церкви и уничтожались православные реликвии, ему удалось чудом сохранить мощи преподобного Александра Свирского, которые спустя много десятков лет, в 1998 году, были возвращены в родную обитель. История эта похожа на документальный детектив.
Владимир Николаевич Тонков – известный учёный, много лет руководивший Военно-медицинской академией имени С.М. Кирова, генерал-лейтенант медицинской службы, член-корреспондент Академии медицинских наук СССР, автор известного учебника по анатомии, который выдержал семь переизданий. Дореволюционный профессор, он в 1932 году вступил в ряды ВКП(б). При этом, по свидетельству его правнучки Анастасии Ярмолич, Владимир Николаевич был, безусловно, человеком, выросшим в традициях глубокого уважения к православной вере.
Имеются данные, что волею судьбы ему довелось участвовать в изучении святых мощей Александра Свирского. …Отряду чекистов, который в конце 1918 года отправился в Александро-Свирский монастырь «принимать на учёт богослужебное имущество», а по сути – разорять обитель, была поставлена задача продемонстрировать народу, что «попы врали» и «нетленные» святые – миф. Но когда вскрыли раку с мощами преподобного Александра Свирского, смятение охватило чекистов. Сохранность тела преподобного, умершего в 1533 году и канонизированного уже спустя всего 14 лет, была фантастической. Единственный русский святой, которому при жизни явилась Святая Троица (в виде «Мужей в белых одеждах, сияющих невыразимым светом»), выглядел так, будто его похоронили только вчера. Изумлённый командир отряда латышский стрелок Август Вагнер написал о находке подробный отчёт. В нём, в частности, говорилось, что «в раке… была обнаружена восковая кукла». Это– поразительное указание: ведь наши современники, учёные, проводившие освидетельствование останков преподобного, отметили «равномерный восковидный цвет высушенной кожи». Удивительна соотнесённость кощунственного определения чекиста и всех исторических и современных данных, о светло-коричневом или желтоватом цвете кожных покровов и поразительной сохранности лица преподобного.
На протяжении всего 1918 года большевики несколько раз входили в монастырь, но не решались изъять святыню. Лишь 20 декабря 1918 года, по свидетельству документа из Архива музея революции, «в целях беспощадной борьбы с врагами коммунистической идеи и социалистической мысли» она была увезена в Петроград.
Далее путь реликвии затемняется и запутывается. Ряд современных исследователей полагает, что большевики специально фальсифицировали мощи, представив вместо них на обозрение ящик с черепом и зубами неизвестного. Об этой якобы «разоблачённой святыне» писала атеистическая печать ещё в 1932 году, далее следы её теряются. Подлинное же тело преподобного некоторое время пребывало «под арестом» в опечатанной чекистами часовне в Лодейном Поле.
Археологический отдел Наркомпроса признал мощи преподобного «народной исторической ценностью», место которой – в храме. Однако вместо этого святыню, после исследования, было решено спрятать. «После того как комиссией было выяснено, что мощи – это не «восковая кукла» и не «скелет в тапочках», а подлинная нетленная плоть, большевики начали кампанию по сокрытию мощей»,– рассказывает Анастасия Ярмолич.
Известно, что во время кампании по ликвидации мощей была выпущена директива о размещении мощей в музеях. Подходящим фундаментальным анатомическим музеем был музей в Военно-медицинской академии, созданный самим Владимиром Тонковым. Здесь в годы революции и появился экспонат, который так и оставался незарегистрированным в скрупулезно составленных каталогах. Отсутствие регистрации экспоната в таком серьёзном музее было явлением исключительным. Для того чтобы сокрыть мощи, было сделано всё!
Почему же так действовали большевики? Думается, что их интерес к мощам уникальной сохранности был не случайным. Ведь «строители нового мира» собирались бросить вызов законам природы. Богданов, Красин, Луначарский и некоторые другие деятели новой власти помышляли о завоевании бессмертия грядущими поколениями! Пройдёт несколько лет, и зримым символом приближающейся эпохи торжества Разума станут «красные мощи» вождя мирового пролетариата… Однако, во избежание «контрреволюционных слухов» и «поповской пропаганды», вести изучение мощей следовало втайне.
Член-корреспондент РАН, генерал-майор медицинской службы, бывший заместитель начальника ВМА по науке, исследователь истории Академии В.О. Самойлов полагает, что мощи святого Александра Свирского попали в ВМА прежде всего потому, что это медицинское учреждение было единственным в Северной столице, которое не только располагало рентгеновским аппаратом, но и было базой для работы профессора В.Н. Тонкова, первым из анатомов применившего рентген для исследования трупов. Вероятно, тут действовала не только воля «центра», но и воля самого В.Н. Тонкова, который по своим убеждениям не был воинствующим безбожником и позднее мог сделать так, чтобы про мощи просто «забыли». Участие Владимира Николаевича в спасении мощей православного святого подтверждается в исследовании монахини Александры (в миру Людмила Сафонова), которая является кандидатом биологических наук, автором более 60 научных работ: «Прежде я только догадывалась, что мощи преподобного Александра Свирского могли быть сохранены только благодаря какой-то очень сильной руке человека, непременно верующего. Теперь у меня нет сомнения в том, что академик В.Н. Тонков знал, какая святыня была доверена ему по Промыслу Божию, какая ответственность лежала на нём. По сути, он был тайным хранителем мощей и вплоть до 1954 года (это год смерти учёного – Ред.) обеспечивал им надежную защиту»…
Нетленные мощи угодника Божия были обнаружены в запаснике фундаментального музея кафедры нормальной анатомии Военно-медицинской академии в конце 1997 года. Их идентификация потребовала медико-анатомического освидетельствования, антрополого-иконографического исследования, стоматологической экспертизы, архивных изысканий… В ходе этой работы было, в частности, выяснено, что преподобный Александр принадлежал к вепсам – малой угро-финской народности. Нынешний заведующий кафедрой нормальной анатомии ВМА, заслуженный работник Высшей школы РФ, дважды лауреат премии Правительства РФ в области образования, профессор И.В. Гайворонский рассказывает о том, что мощи пережили на кафедре самые трудные времена и были переданы представителям Церкви в тот день, когда найденные под Екатеринбургом останки династии Из речи Патриарха Алексия II: Хочу напомнить о подвиге безвестных россиян, кото‑ рые с риском для жизни спасали мощи русских святых.
С 1919 года на ленинградской кафедре нормальной анатомии тайно хранились мощи св. прп. Александра Свирского. Самое удивительное, что когда в конце 30‑х гг. в Ленинграде арестовывали каждого третьего, на кафедре не был аре‑ стован ни один учёный. Президент ВМА Владимир Тонков, создатель учебника, по которому училось не одно поколение медиков, был глубоко верующим человеком. Его ученики сохранили мощи прп. Александра Свирского до наших дней и передали это бесценное сокровище Церкви. Кстати, преподобный Александр Свирский всегда считался молитвенником за царей.
Сейчас мощи Александра Свирского находятся в мужском монастыре в Ленинградской области, носящем его имя. Совсем недавно скончалась монахиня Александра, та самая биолог Людмила Сафронова в миру, по сути, посвятившая жизнь сохранению, а затем обретению и препровождению мощей на их нынешнее место. Теперь к преподобному приходят паломники в надежде избавиться от духовных и телесных недугов. Ведутся записи случаев исцеления, коих немало. «Как объяснить этот феномен с биологической точки зрения?– размышляет Анастасия Ярмолич.
– Почему у святых останки нетленны? Какие химические процессы происходят в их организме? Наверное, на этот вопрос должны отвечать учёные. Если рассматривать этот феномен исключительно с научной точки зрения, то возможно предположить, что в организме таких людей отсутствуют яды и токсины, которые ещё при жизни, накапливаясь в организме, способствуют его разрушению и старению. У людей праведной жизни этого, по всей вероятности, не происходит. Организм их остаётся «чистым», поэтому и останки сохраняются веками и не подвергаются разложению». Кстати, освидетельствование в Военно-медицинской академии обретённых мощей установило «хорошее общее развитие скелета, мускулатуры и отсутствие жировых отложений. Это свидетельствует о том, что человек вёл подвижный образ жизни и имел определённые условия питания». Отмечено также влияние «особенностей питания, быта и функциональных нагрузок».
Мощи святых – нетленные останки людей, причисленных после смерти к лику святых,– по сей день остаются большой загадкой для учёных. Учение об их обязательном почитании было подтверждено в 787 году на Втором Никейском соборе, согласно которому «мощи являются носителями благодати, должны сохраняться и почитаться с нравственно-назидательными и литургическими целями». Христианами бережно сохранялись любые останки святых, сохранившиеся в виде костей, праха или пепла, которые также именовались святыми мощами. Так, Иероним Блаженный писал, что весьма почитаемые мощи пророка Самуила существовали в виде праха, а мощи апостолов Петра и Павла в виде костей. Особенно это касается останков древних святых, в большинстве своём принявших мученическую смерть, часто состоящую в сожжении и растерзании зверями. Хотя, как отмечает академик Е.Е. Голубинский, составители житий святых об обретении их мощей позволяли себе «свободу» в показаниях относительно состояния мощей. Магистр богословия Д.П. Соснин в 1832 году писал: «Нетление Св. Мощей в Христианской Церкви есть истинно дело Божие, что Бог производит оное своей всемогущей силою сообразно с премудрыми и благодетельнейшими планами Своего промысла о роде человеческом вообще, и особенно о роде Христианском». А Митрополит Макарий (Булгаков) в книге «Православно-догматическое богословие» (1853 год) нетление мощей охарактеризовал как «изъятие их чудодейственною силою Божиею из всеобщего закона тления как бы в живой урок нам о будущем воскресении тел».
При этом наличие нетленных мощей не является обязательным условием для канонизации святого. Нетленность мощей может рассматриваться как одно из свидетельств святости человека, но не является необходимым условием для канонизации. Церковный историк и богослов, профессор И.В. Попов так пишет о нетлении мощей: «И исторические данные, и свидетельства очевидцев, и, наконец, даже современные освидетельствования мощей гражданской властью убеждают нас в том, что бывают святые мощи и с сохранившейся в большей или меньшей степени и присохшей к костям плотью. Конечно, можно различным образом объяснять происхождение такого нетления плоти. Для одних это может казаться делом естественным, может зависеть, например, от свойств почвы, в которой лежит тело усопшего, или ещё от каких-либо внешних влияний атмосферы, другие склонны в этом усматривать чудесное явление, присущее иногда останкам усопших святых. И не рассуждая даже о том, какой из этих взглядов должен быть признан более правильным, мы утверждаем только, что, хотя само по себе нетление тела не может быть доказательством святости умершего человека, тем не менее, такое нетление плоти в большей или меньшей степени было обнаруживаемо иногда и при открытии мощей святых угодников Божиих». Особое значение придаётся чудесам, совершаемым от мощей.
В V веке Исидор Пелусиот указывает, что в случае сомнений в том, что прах «мученических тел» почитается «ради любви мучеников к Богу», спроси «у тех, которые получили от них (мощей) исцеление, и дознай, в каких страданиях подают они врачевания. Тогда не только не будешь смеяться над тем, что делается, но, конечно, и сам поревнуешь исполняемому». Григорий Богослов в IV веке пишет, что тела мучеников совершают всё то, что совершали они сами при жизни: «Они (святые мученики) прогоняют демонов, врачуют болезни, являются, прорекают, сами тела их, когда к ним прикасаются и чтут их, столько же действуют как святые души их. Даже капли крови и всё, что носит на себе следы их страдания, также действительны, как их тела».
Скептическое отношение некоторых учёных к нетленным мощам святых имеет свои основания. История знает немало фактов фальсификации святых мощей. Засвидетельствованы случаи большого количества мощей одного и того же святого, упоминаются случаи и фальсификации останков. По мнению французского историка-материалиста Марка Блока, «поддельные мощи начали изымать почти с тех самых пор, как появился культ мощей. Однако принципиальный скептицизм – отнюдь не более достойная и плодотворная интеллектуальная позиция, чем доверчивость, с которой он, впрочем, легко сочетается в не слишком развитых умах». Реликвиями, в том числе поддельными, бойко торговали как на Западе, так и на Востоке. Богатые правители, храмы и монастыри с удовольствием покупали реликвии у торговцев или принимали в дар от других правителей. На протяжении 1500 лет число реликвий в христианских церквах стало огромным, а отличить подлинные от фальсификатов практически не было никакой возможности, поскольку и те и другие находились в храмах на протяжении веков и являлись объектами для поклонения. Имелись неоднократные случаи хранения поддельных святых мощей и в храмах Русской Православной Церкви. В отдельных церквах и монастырях ставили гробы, а в них вместо мощей святого (мощи которого ещё не были обретены) клали резные и издолбленные колоды, сверху эти гробы накрывали покровами. Подделок было так много, что в 1737 году вышел указ Святейшего синода о том, чтобы на все тела «не свидетельствованных» людей, которые стояли в церквах как святые мощи, правящие архиереи в каждой епархии должны были предоставить справки с изложением чудес, которые происходили от них. Исследованием мощей неоднократно занимались учёные. Останки канонизированных князей (в числе прочих правителей России) интересовали советского археолога и скульптора Михаила Герасимова, который создавал на основе скелетных останков их скульптурные портреты (в 1939 году – реконструировал облик святого Андрея Боголюбского).
В 1988 году было произведено обследование захороненного в Киево-Печерской лавре преподобного Ильи Чеботка, считающегося былинным Ильёй Муромцем. Исследования показали, что преподобный был исключительно сильным человеком и имел рост 177 см – для Средневековья выше среднего. У него были обнаружены признаки заболевания позвоночника (былинный Илия от рождения и до 33 лет не мог двигаться) и следы от многочисленных ранений рубящего характера. По данным украинского исследователя Сергея Хведчени, преподобный Илия мог погибнуть в 1203 году, когда Киево-Печерская Лавра подверглась нападению русско-половецкой рати мятежного князя Рюрика Ростиславича. Был установлен примерный возраст смерти и восстановлена внешность былинного богатыря. Таким образом, религиозная традиция способствовала исторической науке.
А вот каким образом мощи некоторых святых остаются нетленными, учёным установить так и не удалось. Ведь далеко не всегда останки хранятся в особых условиях, без доступа кислорода, но, тем не менее, история располагает фактами такого рода чудес. Видимо, они ещё ждут своих объяснений. Впрочем, людям истинно верующим это объяснение и не требуется. «В нашей семье все люди верующие,– говорит Анастасия Ярмолич.– Недаром наши предки были из священнических семей. У Владимира Николаевича было две дочери. Старшая стала врачом-паразитологом, младшая – моя бабушка – тоже училась в ВМА, демонстрировала блестящие способности к естественным наукам, но из-за тяжёлого врождённого порока сердца врачи не рекомендовали ей заниматься медициной. Она стала художником и скульптором, очень известным в городе на Неве. Пригодилось её знание анатомии. Одна из крупнейших её работ – реставрация фресок Дионисия в Ферапонтовом монастыре, копии которых сейчас хранятся в Русском музее. Когда я смотрю на эти работы, понимаю, что сам Бог вдохновлял её, как некогда великого иконописца».
Источник - Наталия Лескова, журнал "Наука и религия", №5, 2019