• +7 (495) 911-01-26
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Гиперборейская Дакия: нераскрытые страницы истории

Гиперборейская Дакия: нераскрытые страницы истории

Мы, россияне, не всегда внимательны к истории, культуре и сакральным традициям наших соседей,

и нередко это порождало серьёзные проблемы в наших отношениях. Речь идёт о государствах СНГ. Знание, понимание и мудрое учитывание «исторических императивов» каждого из союзных государств представляет исключительную ценность не только для политиков и дипломатов, но и для любого мыслящего гражданина России. Статья молдавского политолога и культуролога, историка и религиоведа, председателя Совета Фонда изучения индоевропейской цивилизации «Mercuriu» Вячеслава МАТВЕЕВА посвящена древней истории его родины в рамках интересной концепции цивилизационного противостояния Ирана и Турана. Он видит основной «исторический императив» Молдовы как «государства, связующего великие культуры Запада и Востока», сокрытого во времени наследия «гиперборейской Дакии», и на разнообразном историческом материале показывает, что Молдова с древних времён играла роль «пограничника Европы», который помог европейскому континенту выстоять перед туранским натиском.

Сегодня отношения между нашими странами переживают не лучший период, и это связано с тем, что Молдова перестала быть таким «пограничником» и постаралась стать частью Запада. Но, как показывают исследования В. Матвеева, были времена, когда Молдова была для славянских племён и древней Руси достаточно близким союзником, и это нужно помнить и учитывать во взаимоотношениях наших стран.

 

История молдавской земли недостаточно изучена. Зачастую из неё исключается скифо-сарматский (славянский), кельтский, готский и другие факторы, повлиявшие на становление протогосударственных образований в регионе, на формирование этнографической картины и самобытных традиций. А ведь даже в названии столицы дакийского царства Сармисегетузы (Sarmisegetuza Regia, Sarmisegetusa) просматриваются две основы – сарматская и гетская, составившие союз uza. В древности на нашей земле располагался ряд государств и протогосударственных образований. Мы помним трипольскую культуру, которая, по-видимому, была своеобразным союзом протогосударственных образований, помним царства скифов, империю Буребисты и сильную воинственную Дакию Децебала. Нам очень интересна история Дакии, которую всегда определяли как сформированную гето-даками (фракийцами) этническую и государственную общность.

Славянский фактор? Учёные говорят нам, что славяне появляются позже, в V–VI веках. Идут споры, откуда взялся в Европе столь многочисленный народ, который сразу составил половину населения и занял более половины территории этого континента. А может, он ниоткуда не взялся, а был здесь всегда, но под другими названиями? На нашей земле засвидетельствованы историками и археологами племена сарматов. Ряд научных школ Европы и России определяли сарматов как предков славян.

При этом даже несогласные с данной версией учёные считали (и считают), что славяне входили в племенной союз сарматов. В частности, в таком ключе рассматривается история роксоланов, в которых зачастую видят одну из групп протославян. Мы считаем, что сарматы, а впоследствии славяне, значительно повлияли на историю и судьбу нашей земли, а также населения, здесь обитавшего. Дакия создавалась на основе двух индоевропейских общностей – гето-даков (фракийцев) и сарматов (протославян). Гето-даки внесли основной вклад в формирование Дакии. Они дали этой стране название, сформатировали её этнический и социальный корпус. Вклад гето-даков в формирование нашей земли, её государственности и этнокультурной картины молдаван и румын очевиден.

Однако пришло время исследовать и вопрос вклада сарматов в нашу историю. Считается, что сарматы происходят из Мидии. Об этом свидетельствуют античные авторы. Описывая аланов‑сарматов, древнеримский историк Аммиан Марцеллин (IV век) пишет: «Почти все аланы (древнее название осетин) высокого роста и красивого облика, волосы у них русоватые, взгляд если и не свиреп, то всё-таки грозен…». Крупнейший античный историк и логограф Геродот рассказывает легенду, согласно которой сарматы (другое название – савроматы) происходят от браков скифов‑мужчин и амазонок-воительниц, поэтому женщины наравне с мужчинами считаются воинами: «Савроматы говорят по-скифски, но исстари неправильно, так как амазонки плохо усвоили этот язык. Что касается брачных обычаев, то они вот какие: девушка не выходит замуж, пока не убьёт врага. Некоторые умирают старухами, так и не выйдя замуж, потому что не в состоянии выполнить обычай». Смысл этнонима надо искать в индо-европейской лингвистике и истории. В переводе с осетинского языка «сармат» – это «думающая, мыслящая голова».

Имеется и другая версия происхождения имени «сарматов», которое И. Маркварт соотносил с именем одного из сыновей героя зороастрийской мифологии Траэтаоны. Траэтаона победил дракона, который убил царя золотого века Йиму, и затем правил Ираном долгие годы. От тех, кого удалось спасти из пасти дракона, произошли курды. Дракон же в зороастрийской истории ассоциировался с туранцами, арабами и другими кочевниками. В старости Траэтаона разделил свою мировую империю между сыновьями. Одним из сыновей был Сальм, от которого произошли сарматы. Его имя с иранского переводится как «безопасность», «благополучие». По версии некоторых историков, в IV–III веках до н. э. сарматы, двигаясь с востока, начали теснить родственных им скифов в причерноморских степях. Указания античных авторов, которые мы имеем, позволяют нам предположить, что сарматы почитали огонь. Видимо, они были зороастрийцами. Аммиан Марцелин сообщает об аланах, одном из сарматских народов, что они поклонялись Марсу в образе меча и были очень воинственны. Этот культ сближал их со скифами, которые так же поклонялись Аресу, втыкая меч в землю и совершая вокруг него ритуальные религиозные действия. Клавдий Птолемей в своём трактате «Руководство по географии» писал о Европейской и Азиатской Сарматиях, разделённых рекой Танаис (современный Дон).

Западные сарматские народы – аланы, роксоланы и языги – занимали степи Северного Причерноморья. Во второй половине I тысячелетия до н. э. они создали мощную федерацию. Позднее языги продвинулись на Среднедунайскую низменность, где заняли часть междуречья Дуная и Тисы. В течение I века до н. э. сарматы составляют существенную часть населения империи Буребисты, противостоящей Риму. В I веке н. э. они создают союз с гето-даками Децебала и принимают участие в дакийских войнах. Сарматы известны в истории как родоначальники тяжёлой, закованной в броню конницы.

В 87 году римская армия под командованием Корнелия Фуска вторгается в Дакию. Роксоланы и языги, верные союзники гето-даков, принимали участие во всех военных кампаниях даков против римлян, включая первый и второй дакийские походы Траяна, вплоть до лета 106 года, когда римские войска, возглавляемые императором Траяном, захватили важную часть территории Дакии, где располагалась её столица – Сармисегетуза. Дакия, лишённая столицы и централизованного управления, распалась, а понёсшие огромные потери языги так и не смогли восстановить былое могущество. Теперь лидерство перешло к роксоланам. В этот период они переместились в регионы Дакии, не подвластные римской оккупационной администрации. Роксоланы были мощным сарматским народом  и на долгие века стали доминантной силой на территории Днестровско-Дунайского региона, не занятой Римом, где обитали вместе с предками молдаван – гетами. Они значительно повлияли на судьбы нашей земли. После падения Дакии римляне ещё какое-то время продолжали выплату дани роксоланам, однако вскоре отказались от этого. Прекратив получать дань, роксоланы и языги в 117 году вторглись в дунайские провинции Рима. После двухлетних набегов Римская империя, желавшая покоя у своих восточных границ, была вынуждена возобновить плату роксоланам. Мирный договор римляне заключили с царём Распараганом, который имел два титула – «царь роксоланов» и «царь сарматов». Возможно, это говорит о том, что языги и роксоланы формально сохраняли единую верховную власть в протогосударственных образованиях, где наряду с ними жили и геты. Чаще всего они выступали в тесном союзе, хотя языги занимали равнины Среднего Дуная, а роксоланы расположились на Нижнем Дунае и в Северо-Западном Причерноморье. Геты занимали лесистую часть междуречья Днестра и Прута, Прута и Сирета, а также территорию Карпатских гор от современной румынско-украинской границы до горы Молдовану. Завоевав часть Дакии, расположенной между языгами и роксоланами, римляне попытались разрушить их связи и даже запретить общение между ними. Сарматы ответили на это войной, которая произошла в 160–170‑е годы. В 179 году сарматские народы заключили мир с Марком Аврелием. Языги получили право налаживать контакты со свободными народами роксоланов и гетов.

В это время римляне из конницы языгов создали отряд в размере восьми тысяч, он был отправлен в Британию. Французский историк, религиовед Жорж Дюмезиль считал, что именно эти воины положили начало западно-европейскому рыцарству и стали основой легендарного цикла о короле Артуре, из которого затем был сформирован круг мифов, касающихся легенд о Граале. Скифы – родственники гетов и сарматов. Возможно, что аланы были ассимилированы племенами антов, в которых некоторые учёные видят предков славян. Позднее они стали основой формирования казаков и через них вошли в состав украинской и российской наций. Отметим также, что самоназвания славянских народов лужичан и сербов считаются происходящими от сарматского племени serboi, первоначально зафиксированного в районе Кавказа и Причерноморья в трудах Тацита и Плиния. В Речи Посполитой была официальной версия о сарматском происхождении польской шляхты. Прослеживается некая линия о том, что готы воспринимались как часть сарматов. Татищев в своём труде «История Российская» пишет: «Готфы, или готы, совершенно были сарматами, но где начало их, из Польши ли и Пруссии в Швецию или наоборот перешли, о том немалые прения между историками происходят, и для познания истины более трудности, нежели у нас потребности в том разобраться». Римский историк VI века Прокопий Кессарийский также делает вывод: «В прежнее время готских племён было много, и много их и теперь, но самыми большими и значительными из них были готы, вандалы, визиготы и гепиды. В прежнее время, правда, они назывались савроматами и меланхленами». Римский историк IV века н. э., непосредственный участник военных действий Аммиан Марцеллин в своей Res Gestae пишет: «…сарматы и квады (готы), племена-соседи, близкие между собой по обычаям и вооружению, соединившись, делают набеги».

Очень важно и то обстоятельство, что вместе с готами Алариха сарматы брали Рим в 410 году. Наверное, сарматы были предками славян, которые внесли значительный вклад в формирование дакийского государства, имели много общего с гето-даками и говорили на понятных друг другу индо-европейских языках. Их культуры были также достаточно близки, что позволило этим двум этническим общностям сформировать одно целостное государство. Об этом свидетельствует как исторический, культурный, так и лингвистический факторы, включая то обстоятельство, что в современных молдавском (румынском) и русском языках мало заимствований, а много изначально общих слов. Сарматы во всех войнах даков с Римской империей участвовали на стороне гето-даков и входили в один политический союз. Интересно, что некоторые сарматские народы рассматривались античными авторами как часть гетского культурно-исторического ареала. Одновременно Геродот считал массагетов частью скифов, а скифы, как мы отмечали выше, были родственниками сарматов. Геродот писал: «Говорят, что массагеты – племя и большое и сильное». Готский историк Иордан писал, что царица массагетов, которую он называл Томирисгетской царицей, «вошла в ту часть Мёзии, которая, восприняв имя от Великой Скифии, ныне называется Малой Скифией, и там, на мёзийском берегу Понта, построила город Томы» (современная Констанца). Значит, геты – родственники скифов и сарматов. Это объясняет их политический союз с сарматами и совместное противостояние Римской республике. Георгий Вернадский в своей книге «Древняя Русь» пишет: «Не могут ли некоторые массагетские роды рассматриваться как восточная ветвь фракийцев, смешанных с некоторыми иранскими элементами?» «Лютеранский хронограф» излагает следующую информацию, важную для нашей работы: «От магога родишася Геты и Массагеты, племя Скифское». Итак, скифы – родственники гетов и одновременно родственники сарматов. Никифор Григора рассказывает о массагетах: «На следующий год, когда царь возвратился в столицу, некоторые из массагетов, живущих за Истром (Днестром), тайно присылают к нему посольство. Их вообще называют аланами». Однако аланы – это и есть сарматы. Другой народ сарматского корня, живший в Дакии и Мёзии (историческая область между Нижним Дунаем и Балканскими горами), – это роксоланы. Они являлись родственниками аланов и языгов. Об этих народах писал Ломоносов, ссылаясь на античного автора Плиния и считая их единым народом. Значит, массагеты как часть фракийского культурно-исторического круга были родственны гето-дакам, а роксоланы как часть сарматов были родственны аланам, то есть массагетам, и, следовательно, они также родственны фракийцам.

Языги и роксоланы жили на территории Дакии и Мёзии и активно противостояли Риму. Они были теми, кого Римская империя отправила в Британию и кто сформировал этногенез шотландцев и валлийцев. Древние шотландские легенды повествуют, что предки этого народа пришли с востока, с устья Дуная, и культ Грааля и короля Артура – это их основной миф. Это говорит нам, что часть народов проводила вполне чёткую, обоснованную собственной идеологией экспансию на Запад. Цель – противостояние Риму. Эти народы – враги цивилизации Рима и, следовательно, союзники Иранской империи, где главным был культ древних богов ахуров, то есть титанов, а не олимпийских богов. Иранская цивилизация, основанная древними ариями (задолго до завоевания части иранской империи семитскими племенами), – это не только сам зороастрийский Иран, но вся культурно-историческая общность, и её противостояние античному греко-римскому миру имело определённую чёткую мотивацию. Это была война богов. И корни легенд кельтов – в иранской традиции.

Ведь святой Грааль – это святая чаша царя золотого века Йимы. Он же Бог-Бык иранской империи. Он же Имир, Мимир германцев. Эти легенды были принесены на запад сарматскими и скифскими народами. О том, что они поклонялись иранским богам асам (асурам), свидетельствует само название языгов. Ведь языги – это ясы, или асы, асуры – древние боги германцев. А германцы, выведенные Одином из Асгарда – столицы Ирана, – исторические враги Рима. Здесь наблюдается продолжение истории как развертывания во времени основного индоевропейского (арийского) мифа. Ведь роксоланы – родственники языгов. В. И. Абаев выдвинул предположение, что этноним «роксоланы» исходит от иранского roxs-alan («светлые аланы», где roxs – от древнеиранского rauxšna «светлый», а alan – от aryana «арийский, ариец»). Часть историков, таких как Ломоносов и Лесной, считали именно роксоланов предками руссов как одной из каст славянского племени. Языги же, сыграв ключевую роль в истории иранской экспансии на Запад, обосновались в Восточной Европе. Народ ясы, а фактически асы, и сегодня живёт в Венгрии. Там есть и маленькая страна Ясшаг (венг. Jászság). Тацит пишет: «Вождям сарматских языгов, правившим здешними племенами, предоставили возможность участвовать в [гражданской] войне. Они предложили также привести с собой людей и конницу, которая одна лишь и составляет подлинную боевую силу сарматов». Античные историки считали, что Рим позволил языгам войти в Европу, но факты свидетельствуют о чётко мотивированной, определённой идеологией экспансии иранской цивилизации против Рима. И именно эта экспансия, эта священная война, а также общие исторические древние корни сблизили как скифов, так и сарматов и с гето-даками, и с кельтами. Мы утверждаем, что это противостояние имело священные корни. Связь Дакии с Ираном подчеркнул ещё Мирча Элиаде. Мы утверждаем, что эти народы имели общие древние корни, общих богов и идеологию. Войны их с Римом и Александром Македонским были священным противостоянием, борьбой асов и дэвов. Такую же войну вёл Иран на востоке с Индией, где также поклонялись дэвам. Это важно для нашего региона настолько, что поздние гето-дакийцы (волохи-молдаване) назвали свою столицу Яссы, то есть город асов‑асуров – богов старшего поколения. Одновременно в данном имени есть и воспоминание об этнониме язы-языги. Но всегда в рамках традиционного общества важно священное начало. Именно священное объясняет у людей традиционного мира основной мотив и действие, ведь вся их жизнь была пронизана ощущением сакрального присутствия богов. Поэтому именно асы-асуры и есть основной смысл, основной контекст в названии Ясс – старой столицы Молдовы.

Отметим связь иранских народов со славянами, которые уже под этим именем напрямую участвовали в судьбах нашего региона. Историк и лингвист Петрашевский писал, что предки поляков и русских, украинцев и белорусов, согласно Авесте, были переселены в Европу. Согласно Зенд-Авесте – священной книге Ирана, древнейшая часть которой написана Заратуштрой, пророком древних ариев, Зердест (Заратуштра) выслал из древнего Ирана в Европу часть народов. Одно из племён Мидии он выслал на Вислу, где вскоре появляются венеды, которые, как считал этот лингвист, ведут свой этноним от части Авесты, древнего кодекса законов «Вендидад» – «Закон против дэвов». Это и было обоснованием польского сарматизма как идеи польской элиты об исключительной исторической роли славян. Петрашевский, переведший всю Авесту и те части, которые неизвестны на русском языке, рассматривает данные миграции как священную экспансию для пропаганды зороастризма. Тогда эта религия была известна как маздаяснийство. Ляхи и волохи имеют не только лингвистическую близость, здесь есть близость историческая и сакральная. Часть народов была переселена в район Балтийского моря, часть – в Дакию, часть – в другие регионы Европы. Отметим, что как славяне и сарматы (их предки), так и гето-даки двигались в рамках священной войны асуров и дэвов, где иранский мир противостоял вначале Греции, затем эллинизму и Александру Македонскому, именуемому в Авесте Румийским, то есть римлянином, а затем и самому Риму как оплоту дэвической олимпийской цивилизации. Отметим, что Древний Иран (населённый ариями-зороастрийцами, предками многих европейских народов) и современный Иран (населённый мусульманами) различны и в этническом, и в религиозном плане. Именно сарматский натиск на Запад стал апогеем этой священной экспансии. В дальнейшем он соединился с фракийским кругом и гето-даками. После разгрома этих царств войну продолжили славяне и волохи – потомки сарматов, гетов и даков, а также германцы и кельты. Причём последние увязывали свой корень с фракийцами. Ведь в «Младшей Эдде» – священном эпосе исландцев – пишется, что Один происходит из Трои и Фракии.

Этническая и сакральная картина Карпато-Днестровского региона была сформирована на базе союза нескольких родственных этнических сил. Это гето-даки, которые обнаруживают наиболее чёткий континуитет (непрерывность в развитии) на данной земле, иранские (арийские) народы сарматов (роксоланы, массагеты и языги) и вызревшие из их среды славяне. Отметим и германский фактор влияния, ведь во всём древнем мире готы и геты были родственны. Готы имели столицу на территории Бессарабии, они были германцами, а германцы – это одно из иранских племён. Древние историки сообщают, что одно из племён, населявших Иран, было германики. Арабские историки писали, что германцы – не нашего корня, они народ магов. Теперь главное – их противостояние античной цивилизации: Греции, Македонии и Риму. Это противостояние не было хаотичным процессом. Оно носило вполне обоснованную, сакральную идеологию. Война этих народов, родственных между собой, достигшая апогея в противостоянии с Римской империей, была войной тех, кто поклонялся асам-титанам, и тех, кто поклонялся дэвам – олимпийским богам. Это – продолжение древней войны Трои и дорийцев, протогреков. Ведь Троя – это столица асуров‑титанов, которая противостояла Зевсу – Юпитеру и пала в конце великой священной войны. Война эта и была предтечей потопа и гибели цивилизации атлантов. Но это был не конец и не начало, это был конец начала, и впоследствии два региона стали оплотом противостояния «чёрной аристократии мира», «олимпийцам» и их дэвической идеологии. Это – Иран и Дакия.

Дальнейшие события – это союз двух сил сарматов (протославян), о чём свидетельствует Авеста, и гето-даков. Их объединение на века создало в Карпато-Днестровском междуречье оплот противостояния дэвическому миру и «чёрной олимпийской аристократии». Впоследствии, при влиянии тамплиеров, принёсших с востока новые зороастрийские и иранские идеи, переданные им ассасинами и исмаилитами, здесь возникает государство Молдова – оплот традиции асов. Поэтому его древняя столица именуется Яссы.

Другой силой, противостоящей дакийскому и иранскому миру, были туры, предки туранцев. Издревле они были врагами иранской цивилизации и зороастризма. Потомки Сармата и потомки Тура, согласно Авесте, ведут вечную войну между собой. Иран противостоит Турану. В этом геополитическая суть истории. Дакия, как убедительно показал в своей работе «От Залмоксиса к Чингизхану» Мирча Элиаде, была частью единого иранского культурно-исторического круга, а Дакия была частью традиции асуров‑асов. Её не стало, но веками княжество Молдова – потомок и детище свободных даков – было пограничником Европы, ибо несло в себе этот сокрытый священный архетип асов. Оно помогло выстоять Европе перед турецким (туранским) натиском. Они ушли в историю, давно пало старое княжество Молдова, но священный архетип этой земли, переданный нам предками – гетами, даками, сарматами, славянами, сегодня есть основание нашего молодого и одновременно древнего государства, «основной исторический императив» Молдовы как государства, связующего великие культуры Запада и Востока, сокрытое во времени наследие «гиперборейской Дакии» – самой священной земли Европы.

Источник: НиР № 5, 2023

На фото: Руины дакийских храмов в Сармисегетузе


© 2024 Наука и религия | Создание сайта – UPix