Несколько лет назад в мире произошло событие, которое не смогло оставить равнодушным ни одного христианина на планете.
Археологи сняли мраморную плиту с погребального ложа Христа в Иерусалиме. Предполагалось, что под ней могут находиться некие артефакты, но чуда не произошло. Тем не менее, ряд историков не без основания утверждает, что истинная плита, так называемый Гроб Господень, вот уже много веков хранится в России…
Плита не настоящая?
Плита с погребального ложа Христа, которую торжественно подняли в Иерусалиме, действительно, была установлена лишь в 1555 году, чтобы сохранить место захоронения от не слишком щепетильных паломников. Если верить опубликованным в открытой прессе отчетам, по большому счету ничего интересного под ней обнаружено не было. Множество камней неизвестного происхождения и все. Правда, исследователи планируют установить, из какого материала состояла поверхность, на которой три дня, согласно Священному Писанию, якобы пролежало тело Христа, и почему впоследствии именно это место приобрело сакральный смысл. Впрочем, в святости самого места никто не сомневается: ведь именно здесь происходит ежегодное сошествие небесного огня в Великую субботу. К тому же несколько раз часовня, в которой находилась плита, разрушалась, но каждый раз ее возводили вновь. Кстати, ее современное здание было построено сравнительно недавно - в 1810 году. Что же касается самого Гроба Господня, то не исключено, что в часовне находится не он, а его более поздняя копия, тогда как оригинал много столетий хранится в ... России.
Константинополь: город христианских артефактов
Казалось бы, подобная версия звучит фантастически. Но если вспомнить, что в подмосковной Истре расположен Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, построенный как точная копия Иерусалимского храма Гроба Господня, за которым снаряжались все известные в истории крестовые походы, возникает множество вопросов. Зачем его строили, как точную копию уже существующего храма? Уж не для хранения ли знаменитой христианской реликвии? Возможно, не зря на протяжении столетий существует версия, что настоящий Гроб Господень был вывезен в Россию в самом начале XIII века. Об этом сказано в исторических хрониках. Надо просто их внимательно читать. В 1204 году во время Четвертого крестового похода пал Константинополь, столица христианского мира тех лет. Как известно - это был Второй Рим святого Константина, после которого третьим стала Москва. Воевали, крестоносцы, разумеется, не столько из-за веры, сколько ради золота. Но им было за что биться и в религиозном плане. В начале XIII века Константинополь считался Святым градом - Новым Иерусалимом - благодаря главным христианским святыням, расположенным за городскими стенами. Тогда в церквях города находились мощи не только многих апостолов и новозаветных святых, а также некоторых ветхозаветных пророков. В то же время исторический Иерусалим, в котором правили мусульмане, к началу XIII века был землей святых мест, но никак не священных артефактов, которые были давно перемещены в Константинополь. В храме Святой Софии покоилась плита Гроба Господня, перевезенная в Константинополь императором Мануилом Комнином. Плащаница, названная позже Туринской, находилась во Влахернской церкви. В Фаросской церкви Большого дворца хранились священный терновый венец, большая часть так называемого честного креста и священное копье. Здесь же в Константинополе находилась правая рука Иоанна Крестителя, а также его посох с крестом. Можно привести еще несколько десятков христианских святынь, хранившихся в Константинополе, таких как Моисеевы Скрижали Завета и одна из иерихонских труб Иисуса Навина.
Путешествие Гроба Господня на Русь
Но, казалось бы, причем здесь Россия? Оказывается на Руси тоже внимательно изучали христианские артефакты. Та самая святая плита, Гроб Господень, после Первого крестового похода была обмерена и описана русским паломником игуменом Даниилом. В его «Хождении» начала XII века она именовалась как «лавица». В то время плита еще находилась на своем исконном месте в Иерусалиме. Позднее наиболее полный перечень христианских святынь, собранных в Константинополе до погрома крестоносцами был составлен новгородским боярином Добрыней Ядрейковичем. Но самое интересное, что, когда боярин вернулся в Великий Новгород, ему передал в правление свою обитель чудотворец преподобный Варлаам Хутынский. Подобная великая честь Добрыне Ядрейковичу, ставшему впоследствии архиепископом Антонием, была оказана за великую заслугу, подробно описанную в IV Новгородской летописи: «В лето 6719. Тогда же было пришел Добрыня Ядрейкович из Цареграда и привезе с собою Гроб Господень, а сам пострижен на Хутыни у Святого Спаса». В другой, более поздней летописи XVI века, принятой патриархом Никоном как официальный свод русской истории, также приводится этот удивительный факт: «Новгородцы же с князем своим Мстиславом Мстиславовичем излюбили себе инока Антония, который ходи в Царьград, и принесе с собою изо Царьграда Гроб Господень...»
Сенсация есть - артефакта нет!
В том случае если летописи не врут, их откровения – сенсация мирового масштаба. Но, как оказалось не все так просто. Как светскими, так и церковными историками считается, что Добрыня привез вовсе не саму плиту, а мерную ленточку с обмерами Гроба Господня, являвшуюся в то время довольно распространенным святым «сувениром». Но есть и другое мнение. Митрополит Макарий Булгаков предположил, что Добрыня Ядрейкович действительно привез часть камня Гроба Господня. Но главная сенсация в другом. До наших дней сохранилось изображение миниатюры из Летописного свода с комментарием под ним: «Добрыня везет Гроб Господен из Цареграда». Текст комментария под миниатюрой однозначен: везет не обмерную ленту, не камень, а именно Гроб Господень! Вряд ли летописец допустил преувеличение в таком важном вопросе. Впрочем, наши предки, очевидно, старались не хвастать обладанием такой уникальной реликвией, конечно, если летописи не врут, из страха ее потерять. Но возникает закономерный вопрос, где находится эта реликвия сегодня, в том случае если ее в XIII веке вывезли в Россию? Об этом можно только догадываться. В 1211 году архиепископ Антоний (в миру бывший боярин Добрыня) был поставлен на новгородскую кафедру. Спустя века ученые сделали интересные археологические находки, относящиеся ко времени Добрыни-Антония. В соборе Софии Новгородской были обнаружены пять столпов-опор под отсутствующую каменную трапезу (плиту). При этом плита имела размеры 175 на 98 см, то есть в точности соответствовала длине и ширине погребального ложа Спасителя, «лавице», описанной в начале XII века игуменом Даниилом. После разгрома Новгорода Иваном Грозным «лавица», скорее всего, была тайно вывезена в Москву. В современных описаниях Успенского собора Кремля существует экспонат, именуемый шатром для хранения реликвий. Надпись на шатре гласит: «Божиею милостию по благословению и по повелению великого господина святейшего патриарха кир Филарета... при державе благоверного и благородного христолюбивого великого государя... Михаила Федоровича Всея Руси самодержца... в трое на десятое лето государства... в шестое лето патриаршества Филарета Патриарха Московского и Всея Руси зделанное бысть сия решетка в соборую церковь около Гроба Господня в лето 7133 года (1625 по Р. Х.) месяца сентября 30 дня». Вот еще одно упоминание о Гробе Господнем. Однако шатер давно пуст. Очевидно, информация о реальном местонахождении Гроба Господня со временем перешла в разряд скрытых знаний.
Дмитрий Соколов