• +7 (495) 911-01-26
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Под защитой женщин-воинов

Под защитой женщин-воинов

В русской традиции, как, впрочем, и в истории большинства народов земли, защитниками принято считать мужчин, а женщин – хранительницами домашнего очага.

Тем не менее в отечественной истории известно немало случаев, когда представительницы «слабого пола» участвовали в сражениях. Мы решили рассказать о наиболее ярких примерах такой «смены ролей».

Северные амазонки

В античной литературе можно встретить немало упоминаний об амазонках – женщинах-воинах. Этнографы утверждают, что амазонки жили и на территории современной России. Наиболее распространено это удивительное явление было на территории современной Карелии. Под­робные сведения об амазонках севера собрал в своей книге «Таинственный мир Карелии» историк, путешественник и этнограф Алексей Попов. Первое в европейской литературе упоминание об амазонках Европы принадлежит историку короля Карла Великого Павлу Дьякону. Говоря о немцах, он сообщает, что «и по сегодняшний день в глубинах Германии ещё существует народ этих женщин». Но самое больше количество упоминаний об этих свободолюбивых воинственных женских племенах исходит из Чехии. В XII веке чешский историк Козьма Пражский утверждал: «В ту пору чешские девушки росли на свободе, владели оружием и выбирали своих предводительниц. Не их мужчины, а сами они, когда и кого хотели, брали себе в мужья. Смелость этих женщин дошла до того, что они соорудили недалеко от города Праги на скале неприступную крепость, которую назвали Девин». Древние авторы писали, что местопребывание европейских амазонок – на севере Европы, в частности в районе Балтийского моря. Первым автором, сообщившим о северных или балтийских амазонках, был Ибрахим-ибн-Якуб. Его мемуары о славянских странах, датируемые 965 годом, указывают, что «в соседстве с руссами находится город женщин, которые владеют землями и рабами, периодически беременея от них. Они ездят верхом, сами ходят на войну и отличаются редкой смелостью и храбростью». Другой знаменитый арабский географ и путешественник первой половины ХII века Аль-Идриси рассказывал, что в Северном океане существуют два острова, называемых «островами амазонок». А известный историк и географ Адам Бременский, описывая европейский север, и вовсе указывает: «Около восточного берега Балтийского моря обитают амазонки, почему и земли эти называют “землёй женщин”. Они избегают общения с мужчинами; а если те являются, то они храбро их прогоняют». Есть сведения об этих женщинах и в русском эпосе. Одна из старинных русских книг, так на­зываемый Азбуквин, поясняет: «Амазонки есть в Мурских странах». Исследователи данного текста предполагают, что «мурские» означает «мурманские», а речь идёт о Кольском полуострове. Таким образом, женская воинская традиция на территории нашей страны имеет самые древние корни. В более поздние века обязанность по защите земель перешла к мужчинам, но отдельные яркие образы женщин-воинов всё же сохранились в истории.

Алёна Арзамасская: русская Жанна д’Арк

Во второй половине XVII века в России разразилось масштабное восстание Степана Разина. Его армия оказалась столь велика, что создала серьёзную угрозу центральной власти. Народные движения в нашей стране всегда поддерживались населением, которое порой, не разобравшись в мотивах, двигавших руководителями восстания, шла за ними. В подобную ситуацию попала и Алёна Арзамасская. Родилась отважная женщина в селе Выездная Слобода под Арзамасом, откуда и пошло её прозвище. Достаточно рано девушку выдали замуж за уже пожилого крестьянина. Она рано стала вдовой и ушла монахиней в Николаевский монастырь. Здесь Алёна показала себя на редкость умной женщиной: она не только самостоятельно овладела грамотой, но и сумела составить уникальное лекарство от гноящихся ран. Когда началось восстание Степана Разина, по неизвестной причине Алёна самовольно покинула святую обитель и примкнула к восставшим. Подобно француженке Жане д’Арк, крестьянка-монахиня собрала отряд из четырёх сотен местных крестьян и вместе с ними в 1670 году направилась к городу Темникову, стоящему на притоке Оки – Мокше. Но на подступах к населённому пункту ей встретился вооружённый отряд воеводы Леонтия Шайсукова. Произошёл бой, во время которого Алёна Арзамасская и возглавляемые ей вооружённые крестьяне одержали свою первую громкую победу, на которую совер­шенно не рассчитывали. Воодушевлённые удачей, бунтов­щики двинулись к Темникову и с боем взяли его. В течение двух месяцев город находился во власти Алёны Арзамасской и её людей. К этому моменту вооружённый отряд вырос до двух тысяч человек и представлял собой серьёзную силу. Но власть монахини-крестьянки оказалась недолгой. Вскоре к городу подошли царские войска под командованием Ю. А. Долгорукова. После короткого боя город был взят. Дольше других сражалась сама Алёна. Отбиваясь от царских солдат, она закрылась в храме и из лука убила восемь атаковавших её солдат, а когда кончились стрелы, пыталась защищаться саблей, но была обезоружена и схвачена. После суда женщину признали еретичкой и колдуньей. В качестве наказания Алёну Арзамасскую закрыли в деревянном срубе и сожгли. Однако слава о легендарной женщине-воительнице ещё долго жила в России…

Надежда Дурова: женщина или офицер

Не меньшей славой обладала и Надежда Андреевна Дурова, чья история жизни легла в основу популярного фильма Эльдара Рязанова «Гусарская баллада». По сюжету фильма юная девушка жила в имении своего дяди, мечтая сменить бальное платье на костюм гусара. Дядя в свою очередь изо всех сил старается выдать племянницу замуж. Удивительно, но сюжет кинофильма не сильно отличался от реальной жизни. Родилась легендарная девица-кавалерист 17 сентября 1783 года в Киеве в семье гусарского ротмистра, вместе с полком кочевавшего по России. Детские и отроческие годы Надежды Дуровой прошли вместе с родителями в гусарском полку – не самом луч­шем месте для юной леди дворянских корней. Когда Надежда немного подросла, она, переодевшись гусаром, разъезжала по полку, тренируясь в навыках военной службы. Позднее сама Надежда Дурова в своих записках отмечала: «Седло было моею первою колыбелью; лошадь, оружие и полковая музыка – первыми детскими игрушками и забавами». Когда её отец вышел в отставку, получив место городничего в городе Сарапуле Вятской губернии, семья покинула полк, а юная амазонка, лишившись своих друзей гусар, перешла под опеку матери. Женщина пыталась привить дочери любовь к рукоделию, балам и домашнему хозяйству. Но при первом же удобном случае Надежда, нарядившись корнетом, вскакивала в седло и удирала из дома «на манёвры». Отец девушки не препятствовал её увлечению и даже подарил ей настоящего черкесского коня Алкида. Когда пришла пора выходить замуж, партию молодой наезднице составил судебный заседатель Василий Степанович Чернов. К сожалению, до свадьбы ему не рассказали о необычных увлечениях невесты. Семейная жизнь Дуровой закончилась как в плохом водевиле: оставив нелюбимому мужу маленького сына Ивана, девушка сбежала к родителям. Потом влюбилась в казачьего есаула и некоторое время наслаждалась любовной идиллией, официально числясь денщиком своего возлюбленного. Однако из-за традиции казаков носить бороды долго скрывать свой настоящий пол у неё не получилось бы. Женщина бросила лихого есаула и попросилась в Польский кавалерийский полк товарищем (чин рядовых дворянского происхождения). Сократив свой возраст с 24 до 17 лет, молодая женщина назвалась Александром Васильевичем Соколовым. Сложно поверить, что видавший жизнь ротмистр Мартин Валентинович Казимирский не признал в юноше, почему-то одетом казаком, молодую женщину. Тем не менее в формулярном списке нового товарища он записал: «Рост примерно 165 см, лицом смугл, рябоват, волосы русые, глаза карие, от роду 17 лет» – и зачислили Дурову в полк! Уже в первых боях с французами в Восточной Пруссии прошедшая перед этим полуторамесячный курс молодого бойца Надежда Андреевна настолько лихо била врага, что по возвращении в Россию за храбрость, проявленную в бою, получила звание унтер-офицера. Однажды, чтобы избежать угрызений совести, женщина на­писала отцу письмо, в котором просила прощения за причинённые родителям и брошенному мужу неприятности. Поставив точку, юная амазонка вновь ринулась в бой… Письмо достаточно быстро дошло до родителя, который, негодуя, поднял свои связи и потребовал вернуть беглянку законному мужу. История о девице-кавалеристе дошла до императора Александра I. Разразился грандиозный скандал! Разоблачённую Дурову лишили оружия и под конвоем препроводили в Санкт-Петербург. К счастью для женщины, Александр I оказался большим либералом. Едва Надежда Андреевна прибыла в столицу, как тут же была препровождена на аудиенцию к императору. Из рапорта дознавателя следовало, что «унтер-офицер Соколов» – отличный офицер, неоднократно проявлявший чудеса отваги на поле брани, и даже был награждён солдатским Геор­гиевским крестом за спасение раненого офицера во время сражения. Увидев Александра I, девушка упала на колени и в слезах рассказала историю всей своей жизни, объяснив причины, толкнувшие её на обман. Растроганный император разрешил Дуровой продолжить службу в кавалерии. А чтобы женщина больше не подвергалась нападкам, он предложил ей самой выбрать себе новое имя. На этот раз Дурова назвалась в честь своего нового покровителя, отрекомендовавшись Александром Андреевичем Александровым.

Во время Отечественной войны 1812 года Дурова командовала полуэскадроном, принимала активное участие в обороне Смоленска, а при Бородине защищала Семёновские флеши. Во время сражения была контужена. Впоследствии легендарная девица-кавалерист продолжила службу в качестве ординарца у самого Кутузова. В отставку Надежда Андреевна вышла в 1816 году в чине штабс-ротмистра в возрасте 33 лет.

Мария Бочкарёва – легенда Первой мировой

Первая Мировая война породила немало героев, самоотверженно проливавших кровь за своё отечество. Но одна из самых удивительных – судьба Марии Бочкарёвой. Эта женщина четырежды стала Георгиевским кавалером, её пытались склонить на свою сторону Ленин и Троцкий, Керенский и Брусилов, Корнилов и Колчак, но Мария оставалась предана только своему отечеству.

Родилась женщина в семье крестьян в Томской губернии. В возрасте 15 лет Мария была выдана замуж, но это не принесло ей счастья. Вместе с мужем она трудилась на разгрузке барж и укладке асфальта. Инициативная девушка уже на своей первой работе проявила организаторские способности и дослужилась до помощника десятника, руководя мужским коллективом из 25 человек. При этом её муж по-прежнему оставался чернорабочим. Подобное социальное неравенство спровоцировало многочисленные семейные ссоры с рукоприкладством. Устав терпеть побои мужа, Мария сбежала в Иркутск, где у неё вскоре появился любовник – шулер и бандит по имени Яков Бук. У молодых людей закрутился бурный роман, но Бука вскоре арестовали и сослали Якутскую губернию. В этот момент грянула Первая мировая война, изменившая всю жизнь Марии Бочкарёвой. Узнав о начале боевых действий, девушка вернулась в Томск и, явившись на призывной пункт, потребовала записать себя рядовой. Дежурный офицер с удивлением посмотрел на Бочкарёву и предложил ей пойти в сёстры милосердия. Однако Мария была непреклонна. Ей отказали. Но настойчивая женщина заняла восемь рублей и дала телеграмму лично Николаю II с просьбой дать ей возможность умереть за Родину. На сей раз её просьбу, в порядке исключения, удовлетворили. На фронт полк, в котором теперь служила девушка, отправился в феврале 1915 года. В первом же бою рота Бочкарёвой была отправлена в атаку, но из 250 солдат в окопы вернулось меньше 50 человек. Следующей ночью Бочкарёва в одиночку отправилась на нейтральную полосу и на себе вынесла с поля боя несколько десятков раненых солдат. За свой героический поступок женщина получила первый Георгиевский крест 4‑й степени. Отлично показала себя Бочкарёва и во время штыковых атак. К февралю 1917 год она уже получила два Георгиевских креста, две Георгиевские медали, а также погоны старшего унтер-офицера.

Февральскую революцию Мария Бочкарева не приняла. В её голове не укладывалось, как можно дезертировать с поля боя, предав товарищей, или митинговать вместо того чтобы бить врага. Зная настроения популярной в войсках женщины-офицера, в мае 1917 года Бочкарёву пригласили в Петроград для участия в митингах за продолжение войны «до победного конца». Женщина согласилась. В одном из своих выступлений она предложила создать под её началом «Ударный женский батальон смерти». Идею с восторгом поддержали военный министр Александр Керенский и Главнокомандующий армией Брусилов. Всего за несколько дней батальон был полностью укомплектован: в него записалось более 2000 женщин-добровольцев, от бывших крестьянок до выпускниц университетов. Последовав примеру Бочкарёвой, по всей стране на добровольной основе стихийно начали формироваться аналогичные женские боевые подразделения: в Москве, Киеве, Минске, Полтаве, Симбирске, Харькове, Смоленске, Вятке, Баку, Иркутске, Мариуполе, Одессе… За успешно реализованную инициативу Марии Бочкарёвой были вручены именное оружие и пагоны прапорщика. Оказавшись на фронте, «Ударный женский батальон смерти» проявил себя самым лучшим образом. Женщины заражали своим энтузиазмом мужчин, показывая настоящие чудеса героизма и самоотверженности.

Снайперы в юбках – смерть фашистам

Если в предыдущие эпохи женщины-воины в России были явлением исключительным, то во время Великой Отечественной войны практически не было военной специальность, где бы женщины не воевали наравне с мужчинами. Их можно было увидеть среди разведчиков, лётчиков, в пехоте и на флоте, но самыми страшными для врага оказались женщины-снайперы, которых на тот момент не было больше ни в одной армии мира. Девушки со снайперскими винтовками оказались меткими стрелками, заслужив прозвище «стёклышки». Большинство историков склоняются к версии, что необычное прозвище было придумано благодаря оптическим прицелам, которыми оснащались снайперские винтовки. К сожалению, именно блик снайперского прицела чаще всего становился причиной гибели снайпера. Интересно отметить, что мужчины-снайперы отдельного названия не заслужили. Как показала практика военных лет, женщины-снайперы оказались очень усидчивы, могли значительно дольше находиться в засаде, а главное – более плавно, чем мужчины, нажимали на спусковой крючок винтовки. Среди снайперш историки особо выделяют Людмилу Павличенко, которая стала абсолютным рекордсменом по количеству уничтоженных фашистских захватчиков. К 25 годам на счету юной красавицы было 309 убитых немецких солдат и офицеров. К сожалению, в марте 1942 года на поле боя Людмила потеряла мужа. Он умер от ран прямо у неё на руках. От пережитого шока у Людмилы Павличенко начали трястись руки, и о профессии снайпера пришлось забыть. Но слава о её подвигах оказалась так велика, что в сентябре 1942 года девушку в составе делегации советской молодёжи отправили в США. Выступая в Чикаго, Людмила произнесла пылкую речь. С высокой трибуны она гневно спросила у американцев, не слишком ли долго джентльмены прячутся за её спиной – имея в виду открытие второго фронта. Успех Людмилы Павличенко, как на поле боя, так и в деле пропаганды, заставил советское правительство обратить более пристальное внимание на системную подготовку женщин-снайперов. Вскоре в 1943 году в Подмосковье открылась единственная в мире Центральная женская школа снайперской подготовки. Её выпускницами стали 1885 воспитанниц, из которых, согласно приказу Наркомата обороны Союза ССР за № 0367 от 21 мая 1943 года, было сформировано два батальона женщин-снайперов. В школу на добровольной основе набирали девушек, не достигших 25‑летнего возраста. Для многих из них снайперское дело было не в но­винку. До войны часть учениц окончила снайперские курсы ОСОАВИАХИМа. Нагрузка во время обучения была колоссальной. Подъём в 6 часов утра, а в дни стрельб на полигоне – в 4.30. В любую погоду длительная зарядка на свежем воздухе. Затем теоретические занятия в течение восьми часов с небольшим перерывом на обед. После ужина самоподготовка, чистка оружия и обязательная строевая прогулка по плацу с песнями. Отбой в десять часов вечера. Обучали учениц школы не только меткой стрельбе, но и ряду других дисциплин, которые могли пригодиться на поле боя: политическая, строевая, огневая, тактическая подготовка, военная топография, инженерно-сапёрное дело. Стрелять девушки должны были уметь не только из снайперских винтовок, но и из автомата, ручного и станкового пулемётов, а также противотанкового ружья. В обязательном порядке осваивали медицинское дело, чтобы в случае необходимости выполнять функции санитарных инструкторов. Всего за время Великой Отечественной войны выпускницами школы стали 1061 снайпер и 407 снайперов‑инструкторов. Впоследствии все они внесли существенный вклад в победу советского народа. На счету женщин-снайперов, прошедших через школу, по данным военных историков, было более 12 тысяч фашистских солдат и офицеров. В наши дни именами наиболее выдающихся женщин-снайперов названы улицы в городах России, а некоторым из них установлены бюсты и памятники.

Дмитрий СОКОЛОВ

Источник: НиР № 3, 2023

На фото: Людмила Павличенко


© 2024 Наука и религия | Создание сайта – UPix