• +7 (495) 911-01-26
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Равнение на Солнце!

Равнение на Солнце!

В России существует множество различных музеев, посвящённых практически чему угодно. Однако сегодня хочется рассказать об одном совершенно особенном! Начнём, впрочем, с истории…

 

С древних времён Солнце было для людей объектом поклонения. Тому было несколько причин. Прежде всего их поражал этот самый большой объект в небе, дающий свет, которому они приписывали – и не напрасно! – божественные функции. Ведь от него зависела вся жизнь – урожай, погода, тепло… Древний человек искал тепло и свет – и находил их у себя над головой. Ему казалось, что этот объект более значим, чем сама земля, и потому солнечные боги древних были старше и значимее, чем боги земные. Нет ни одной культуры древности, которая не обожествила бы Солнце в своих мифах и преданиях. Мы знаем, какую огромную роль играло это светило в религиозных культах Востока. У шумеров был бог Солнца Уту, который каждый день спускался в колеснице с «Больших гор» и проделывал огромный путь на небосклоне, пересекал море и завершал своё странствие в подземном царстве. Перед ним склонялись все другие боги. В Вавилоне бог солнца Шамаш был конкурентом самого Мардука, к тому же ему приписывались функции правосудия.

Но особенно ярко на древнем Востоке культ Солнца расцвёл в Древнем Египте. Бог солнца Ра считался центральным божеством, и поэт Михаил Кузмин, пытаясь выразить в своих стихах это всеобщее древнеегипетское поклонение светилу, писал: «Солнце, Божественный Ра-Гелиос! Ты зажигаешь сердца царей и героев». Солнцу поклонялись в специальных храмах, и оно было важнейшим участником всех мистерий. Фараон Эхнатон (Аменхотеп), эзотерик на троне с трагической судьбой, вообще сделал поклонение солнечному диску главным действом египетской религии. В Древнем Иране, родине бессмертных строк Авесты, огнепоклонники (так называют зороастрийцев) запрягли светило в колесницу, запряжённую быстрыми конями, и воспели их быстрый ежедневный бег по небосклону.

Солнце почитали и в Античности: греки считали воплощением Солнца бога Гелиоса, а римляне (особенно воины и полководцы) – древнеиранского бога Митру. В христианстве, упразднившем древние объекты поклонения и отвергнувшем старых богов, тем не менее сохраняются выражения и символы прежнего культа солнца. Не зря Спаситель Иисус Христос именуется «Солнцем Правды», а во внутренний мир монаха-исихаста, творящего в уединении свою умную молитву, тексты Добротолюбия помещают Солнце, зажигающееся у него на «мысленном небе».

Древние полагали, что Солнце – это огромное око Бога, наблюдающего за всем, что происходит на земле, включая человеческие души. Они связывали Солнце с мужским принципом в космосе, противопоставляя ему Луну, которая светит отражённым светом, олицетворявшую женский принцип. Греки считали, что Солнце – это глаз Зевса, римляне – Юпитера, германцы – Одина.

Солнце почитали и на других континентах – в Южной Америке и Мезоамерике. В мифологии инков это было божество Инти. В Перу центром поклонения Солнцу был город Мачу-Пикчу, где сохранились и Солнечная башня, и Храм Трёх Окон, и служившая солнечными часами многоугольная глыба Интиуатана (буквально – «Место, где привязано Солнце»). Культура Латинской Америки и археология сохранили множество сооружений, где изображено наше великое светило.

Следы солярных культов сохранились и в славянской мифологии. Наши предки вообще были солнечными людьми, ценившими тепло и свет. Разные племена славян называли Солнце различными именами – Ярило, Купала, Коляда, Дажьбог, Троян. Солнце изображали по-разному – в виде круга, колеса, звезды, свастики. Элементы солярных культов можно найти в орнаментах жилищ, культовых сооружений и костюма, одежды. Очевидно, что и более поздняя наша культура, те же поэзия и живопись, всегда была богата на изображения Солнца. «Наше всё», Пушкина, называли «человеком с солнцем в крови», «солнцем русской поэзии». В его стихах Солнце воспевалось множество раз. Да и в произведениях других наших поэтов: Ломоносова, Державина, Радищева, Боратынского, Фета, Некрасова, Тютчева, Кольцова, Полонского, Блока, Гумилёва, Бунина, Бальмонта, Сурикова, Кузмина, Ахматовой, Цветаевой, Городецкого, Есенина, Маяковского, Пастернака, Леонида Мартынова.

Солнце многократно отображали в музыкальных произведениях великие композиторы, например, Николай Римский-Корсаков, создавший оперу «Снегурочка», где звучит хвалебная песнь Яриле, или Сергей Прокофьев, создавший «Скифскую сюиту». Своеобразными и яркими «солнцепоклонниками» (речь об эстетике, конечно, а не о вере) были многие зарубежные (Винсент Ван-Гог, Клод Моне, Эдвард Мунк, Эдвард Хоппер, Фрида Кало и другие) и русские, российские художники (Левитан, Шишкин, Айвазовский, Чюрлёнис)…

 

Поразительно, но до самого последнего времени в мире не было ни одного музея, посвящённого Солнцу. И только недавно, в Сибири, которую никак не назовёшь очень солнечной (90 солнечных дней в году), такой музей появился. Культурно-исторический экспоцентр «Музей Солнца» в Новосибирске создан востоковедом Ириной Степановной Дарневой. Но формирование концепции и коллекции Музея заняло многие годы!

В течение долгого времени группа исследователей из Новосибирского Академгородка вела активную работу по изучению древних источников, сбору и анализу информации, погружалась в культуры разных народов в исследовательских поездках в Египет, Индонезию, Шри-Ланку, Индию, Китай, Непал, Тибет, Монголию, Перу, Мексику, европейские страны и сокровенные места Алтая и Хакасии – в общем, всюду, где сохранились артефакты и хроники жизни народов, исповедовавших культ Солнца и света. Проводились и встречи с носителями солнечных сакральных традиций, и конференции с участием историков, этнографов, исследователей…

Далее информацию систематизировали, собирали коллекцию из отвечающих тематике предметов (некоторые из них были подарены будущему музею их хранителями, понимавшими уникальность проекта) и создавали копии «солнечных» экспонатов, хранящихся в самых разных уголках мира. В итоге музейный фонд формировался почти два десятилетия!

В Музее можно увидеть редкие артефакты – храмовую ушебти (статуэтку) Изиды, алтайский камень роженицы, головной убор живой богини на земле – Кумари, солнечные часы – Коло восьмилучевое (по нему определяли время проведения обрядов и переходы от одного сезона к другому), подлинное каменное изваяние индоарийской богини Умы, зерцало воина-русича, ритуальную чашу и огниво шамана, а также реконструкции костюмов солнечных правителей, их символов власти, маски, короны, бронзовые изображения древних солнечных персонажей, копии наскальных рисунков и многое другое! Вошла в фонд и коллекция декоративно-прикладного зодчества – резьба по дереву известного сибирского мастера и основателя современного солярного направления Валерия Липенкова. Гости Музея могут ознакомиться с историческими реконструкциями храмового и домашнего убранства, одежды, культовых и религиозных атрибутов, предметов быта.

Каждый зал представляет собой рассказ об одной из культур и имеет свою особую атмосферу, которая помогает лучше прочувствовать дух описываемого времени, – и в то же время все залы объединены общим принципом взаимодействия с Солнцем.

Одна из главных целей экспоцентра – исследование исторических истоков солнечных культур, изучение и сохранение их наследия, традиций и верований и, в конечном итоге, – выявление единой культурной основы различных народов, которая позволяла им жить в духовном согласии и друг с другом, и с окружающим миром. На очевидное существование такой основы указывают общие солярные коды и принципы, праздники, ритуалы, отмечавшие Солнцестояния и Равноденствия. В России сегодня лишь якуты празднуют День Летнего Солнцестояния (Ысыах) на официальном уровне, сохраняя при этом и само солнечное знание, и все тонкости обрядовых действий. Второй народ, отмечающий этот день, – перуанцы (что не удивительно, ведь их предками были уже упомянутые инки).

Связь наших предков с окружающим миром, со всеми природными явлениями была сильна и гармонична, это был постоянный диалог! И нередко эта связь выстраивалась через Слово. Поэтому уже в древности возникла особая форма обращения к божествам, в том числе и к Солнцу, – гимны. Из сохранившихся до наших времён текстов мы узнаём, что дневное светило воспевали, выражая особое восхищение и почтение в высочайших эпитетах, и во время ежедневных ритуалов, и на праздниках, и по случаю каких-то значимых событий.

К открытию Музея Ирина Степановна Дарнева подготовила литературно-художественный перевод нескольких наиболее ярких гимнов разных народов, в котором они, сохраняя живые образы и идиомы и избегая смысловых искажений, соединились в единый гимн, понятный современникам и отражающий, по замыслу автора, самую «натуру русского человека, разделяющего идею светлой и мирной жизни под Солнцем».

Да и сам Музей Солнца, получается, – овеществлённый гимн светилу, напоминающий своим гостям о том, какую огромную роль оно играет в жизни каждого из нас и всего человечества, всей планеты в целом, и о предназначении человека быть посредником между Землёй и Солнцем, о чём говорили выдающиеся учёные и философы – Циолковский, Чижевский, Вернадский, Гумилёв…

Каждый день именно Солнце напоминает нам, что все мы равны перед ним, ибо каждый в этом мире имеет право на свою долю света и тепла. Понимание этого принципа должно приводить (но почему-то, к сожалению, давно не приводит) человечество к мирному сосуществованию всех людей. В этом и заключается базовая ценность нашей жизни! К осознанию этого в конце экскурсии приходят все, кому довелось посетить Музей Солнца.

А побывать здесь успели гости из самых разных уголков и нашей страны, и всего земного шара. Отзывы посетителей – исключительно комплиментарные. Все отмечают, что музей очень необычный, радуются, что многие экспонаты можно не только рассмотреть, но и потрогать, и даже примерить! За счёт этого экспозиция интересна не только взрослым, но и детям. «Место, из которого выходишь наполненным энергетически и интеллектуально», «увлекательное путешествие», «музей, от которого захватывает дух», «эмоции переполнили душу до слез…» – вот что пишут гости Музея, настоятельно рекомендуя всем жителям и гостям Новосибирска посетить экскурсию. Такой интерес к теме внушает надежду, что солнечные краски в нашей жизни не померкнут и высокое духовное понимание роли Солнца в нашей жизни, присущее нашим предкам, сохранится и даже приумножится.

Дмитрий АРМЕНСКИЙ

Источник: «НиР» № 7, 2023


© 2024 Наука и религия | Создание сайта – UPix