• +7 (495) 911-01-26
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Великий Русский Северный путь

Великий Русский Северный путь

7 апреля 2024 г. началась экспедиция «Великий Русский Северный путь». Группа в течение пяти месяцев благословлённый Церковью маршрут от Херсонеса до Белого моря.

Руководитель маршрута – предприниматель, общественный деятель и член Императорского Православного Палестинского общества Сергей Забурниягин, который уже прокладывал аналогичные маршруты, так объясняет выбор пути: «Херсонес – это купель Крещения. А Соловки – это Голгофа, это то место, где русский народ ещё раз доказал свою верность Христу. Это, по сути дела, Ковчеги – и там, и здесь. Если Соловки – Ковчег XX века, где тысячи людей исповедовали свою верность Христу, то Херсонес – это I–IV века. И вот эта связь духовная очень важна для русской цивилизации».

Пеший вариант перемещения – принципиальный выбор участников экспедиции. Познать Родину из окна поезда или автомобиля едва ли возможно. Участники начали с передвижения по Крыму и уже прошли через красивейшие места полуострова, запечатлев их на видео и фотографиях. Они уже переправились через Крымский мост, побывали в воспетой Лермонтовым Тамани. Теперь им предсто-
ит пройти через родину Михаила Шолохова – станицу Вёшенскую, а потом и через другие легендарные места России – Задонск, Куликово Поле, Ясную Поляну, Оптину пустынь, Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Онегу, откуда паром доставит их на Соловецкие острова. В августе путники должны подойти к стенам Новодевичьего монастыря Москвы, чтобы попасть на празднование его 500-летнего юбилея. Во главе колонны участники пронесут точную копию Корсунского креста.

У экспедиции две задачи: светская – убедить власть имущих, что России нужен закон о создании пеших и велодорог, которые должны, словно капилляры, пронизать всю страну; и духовная – создать сплочённую группу, которая объединена в несокрушимое целое. Идти участники будут, как и полагается в таких паломнических путешествиях, с молитвой, которая и объединяет, и помогает в преодолении неизбежных трудностей. Участник экспедиции, глава «Русского Космического Общества» Алексей Гапонов, сказал: «Сегодня очень важно, особенно в условиях СВО, в условиях трудностей, которые преодолевает наша страна, снова сплотиться в единый народ. И вот этот поход – символ сплочения. Многие люди на разных участках маршрута будут присоединяться вместе с семьями, с друзьями. И это такая “река жизни”, которая должна олицетворить собой новую, сплочённую, единую Россию».

На вопросы нашего журнала ответил руководитель экспедиции Сергей ЗАБУРНИЯГИН



– Сергей Викторович, расскажите вкратце об этом путешествии: какие места Вы планируете посетить?

– Проект называется «Великий Русский Северный путь». Он представляет собой пешевелопаломническую дорогу от Херсонеса – Купели Крещения – до Соловков. Общая протяжённость пути – более 5000 километров.

Маршрут разбит на семь этапов. Это непосредственно Херсонес – Керчь, дальше переправляемся через Керченский пролив и идём от Тамани до Ростова-на-Дону, оттуда – до Воронежа, далее – до Москвы. От Москвы до Ярославля. От Ярославля до Каргополя. От Каргополя уже до Белого моря, а дальше уже Соловки.

В чём смысл этого проекта? На сегодняшний день в России в принципе не существует пешевелодорог, потому нет и закона о них. Всё, что мы сегодня имеем, – это либо тротуары, либо парковые дорожки, либо же те туристические маршруты, которые остались с советских времён. Наша задача, если говорить про развитие внутреннего туризма,– убедить правительство принять законопроект о пешевелодорогах, который позволил бы их строить. Чтобы у нас были такие же пешевелодороги, какие есть везде – в Китае, Турции, Канаде, странах Европы, США. Почему их создают правительства разных стран? Потому что пешевелодороги – это такая капиллярная система, по которой люди могут передвигаться не на автомобилях, а пешком либо на велосипедах из любого города в любой город. Такая задача, с нашей точки зрения, решается пешевелопаломническими дорогами. Во-первых, это глубокое знакомство людей с историкокультурными объектами, которыми насыщена наша дорогая родина. Для того чтобы воспитать человека, необходимо иметь инструменты. Вот пешевелопаломнические дороги и есть тот самый инструмент, который позволяет воспитать патриота. Потому что нельзя любить то, чего не знаешь. А как узнать? Вот как раз таким образом: создать людям возможность путешествовать не на машинах и на автобусах, а пешком или на велосипедах. В своё время Николай Васильевич Гоголь говорил, что для того чтобы полюбить, познать Россию, «нужно непременно по ней проездиться». Но раньше скорость езды на каретах и телегах была приблизительно такая, как сейчас на велосипеде, и даже на велосипеде, наверное, быстрее. Тем более когда ты перемещаешься пешком, у тебя есть возможность не только познакомиться с местами, по которым идёшь, но и погрузиться в их историко-культурную и духовную составляющую. Недостаточно просто прочитать учебник истории. Необходимо окунуться в контекст этой истории! А как это сделать? Закон о пешевелодорогах сразу же даст совершенно новый импульс внутреннему туризму. Потому что сегодня – что такое внутренний туризм? Это модные гостиницы на берегах красивых озёр и рек, с видом на горы, но это скорее только развлечение и удовольствие.

– И деньги, конечно, а Ваш проект больших доходов, наверное, не предусматривает?

– Нет, денег тут тоже может быть много. Ведь люди, когда путешествуют, где-то спят, что-то едят, приобретают какие-то товары, сувениры. Территории, через которые идут пешевелопаломнические дороги, начинают жить своей экономической жизнью, обеспечивая людей, которые двигаются по этим тропам. Вот, к примеру, существует путь святого Иакова (Эль Камино де Сантьяго), который идёт из разных городов Европы до испанского города Сантьяго-де-Компостела, где находится гробница апостола Иакова. Ежегодно на эти тропы выходит в среднем полмиллиона человек. Представьте: каждый из этого полумиллиона тратит какие-то деньги, приобретает какие-то услуги на этих тропах. Не могу привести точные экономические показатели, но многие испанские территории живут именно за счёт внутреннего паломнического туризма, цифры исчисляются десятками миллиардов долларов. Вопрос ведь не в том, сколько платит каждый конкретный человек, а в том, какое количество людей участвует. Так что экономически это чрезвычайно выгодно.

И вот почему так необходим закон о пешевелодорогах, ведь у нас есть особо охраняемые заповедные территории, парковые, городские, сельские, лесные – каждая из них требует своего подхода. Разработка такого закона – дело серьёзное, но можно воспользоваться и уже разработанными программами, обратиться к европейскому опыту, китайскому, канадскому...

– Нет ли риска, что массовый пеший турист вытопчет всё?

– Нет, для подобных путешествий как раз прокладывают специальные дороги, идя по которым сложно что-то вытоптать. Вот что делаем сейчас мы: идём с трекерами и прокладываем маршрут по лесным, полевым и просёлочным дорогам, максимально избегая соседства с автомобильным трафиком. Из опыта нашего прохождения от Москвы до Соловков, из 1750 километров только 200 были вдоль асфальтовых дорог. Они и сейчас существуют, эти дороги, но просто не приведены в должное состояние, которое позволило бы людям ходить по ним массово.

– Сколько километров в день вы планируете проходить?

– Надо учитывать, что мы прокладываем маршрут таким образом, чтобы каждый день можно было где-то остановиться и переночевать, чтобы не нести с собой палатку. То есть это не туристический поход, а больше именно паломническое прохождение. Соответственно, дистанция одного дня – от 18 до 35 километров, но это максимум. А вообще стараемся укладываться в 20–25 километров в день, чтобы не получилось так, что мы бегом бежим и ничего не успеваем посмотреть. Мы идём и погружаемся в духовную, историко-культурную среду того места, куда приходим. Ведь основные наши остановки на сегодняшний день – это монастыри. На отрезке от Москвы до Соловков это вся Северная Фиваида, обители учеников преподобного Сергия. Заходя в Ростов Великий, или в Переславль-Залесский, или в Ярославль, невозможно не посетить эти монастыри.

– Кто-то уже проходил по вашему пути, или вы – первопроходцы?

– Мы сейчас выполняем работу, которую я называю служением. Мы прокладываем маршрут и даём возможность людям, скачав наш трекер и таблицу мест, где они могут остановиться на ночлег и перекусить, с телефонами и адресами, воспользоваться нашими наработками по северному маршруту, от Москвы до Соловков. А вот сейчас от Херсонеса до Москвы мы прокладываем этот маршрут, которым можно будет пользоваться буквально в этом году, после нашего прохождения.

– То есть маршрут новый, вы – колумбы?

– Да. В принципе существуют отдельные тропы, такие как Волжская, Байкальская, Кавказская. Масштаб нашего прохождения гораздо больше, чем у кого бы то ни было. Всего от Херсонеса до Соловков, как мы шли, – приблизительно 5200 километров. В этом году нам предстоит пройти 3300 километров. Начинается наше путешествие 7 апреля, и 10 августа мы входим в Новодевичий монастырь, на празднование 500-летия его основания. А основная святыня Новодевичьего монастыря – икона Божьей Матери Смоленская, Одигитрия, Путеводительница. Покровительница паломников, путешественников и вообще всех нас, путешествующих Христа ради.

– Сколько же человек в составе вашей группы?

– Основной костяк – четыре человека. Все опытные путешественники...

–То есть неофитов, которые могут скиснуть от трудности пути, вы совсем не берёте?

– Нет, неофиты присоединяются к нам по дороге, из Херсонеса человек 25–30 начинают прохождение. Пройдёт кто-то день, кто-то – два, кто-то – месяц. Кто-то собирается присоединиться, допустим, ближе к Воронежу, а кто-то захочет приехать в Оптину пустынь. В Интернете выложена таблица нашего прохождения, где и когда мы будем, потому что ночлеги мы бронируем заранее.

– Какие самые значимые монастыри лежат на вашем пути?

– Понятно, что самый известный для всех монастырь – это Оптина пустынь, через которую мы пойдём. Мы будем проходить также через Дивногорье под Воронежем – там три монастыря, как раз на расстоянии одного пешего дня друг от друга. И, конечно, один из важнейших моментов лично для меня – это крестный ход. Мы несём с собой малую копию Корсунского креста, хранящегося в Переславле-Залесском, в Никольском монастыре. По преданию, это один из тех крестов, которыми крестилась Русь при князе Владимире. Князь заказал несколько таких больших крестов, потому что крестилось в один день множество людей. Мы сделали уменьшенную его копию, в которую тоже вмонтированы святые мощи. Этот крест пройдёт с нами путь от Херсонеса до Переславля-Залесского – мы должны пронести его в Никольский женский монастырь, где он и останется.

– Церковь благословляет ваше путешествие?

– Да, конечно, благословляет, по большому счёту прокладывание данного паломнического маршрута – это продолжение того благословения, которое было получено в своё время от святейшего патриарха Кирилла, когда в 2014 году он сказал, что необходимо возрождать традицию пешего паломничества. На сегодняшний день существует уже маршрут Москва – Троице-Сергиева Лавра (называется «Дорога в Лавру», протяжённость 160 километров). Вы можете прямо из Москвы, по указателю, по подготовленной тропе, пройти пешком до Лавры. Ежегодно этим маршрутом с 15 по 18 июля идёт крестный ход от памятника Николаю II в подмосковном Тайнинском. Так что то, чем мы занимаемся, по большому счёту просто расширение данной работы по построению паломнических троп.

– Когда человек совершает этот путь, его внутреннее время, вероятно, заполнено созерцанием красот путешествия. Но помимо этого есть ведь ещё молитва?

– Служение – это не только действия, но и, конечно, молитва. В основном мы читаем Иисусову молитву – «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя грешного». Она удобна с точки зрения продолжительного прохождения.

– Наверное, в своей молитвенной практике вы опираетесь на замечательную книгу «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу», посвящённую Иисусовой молитве и как бы специально предназначенную для молящихся путешественников?

– Да, мы стараемся включиться в эту традицию через прохождение пути. Это и постоянная молитва, и определённый и аскетизм, а для меня это в первую очередь прохождение креста – то есть не мы идём, крест идёт! А мы этот крест несём, потому что так Господь поручил. Идти без молитвы с крестом – это какая-то неполнота. Конечно, можно попеть тропари и «Царица моя Преблагая» – как сердце отзовётся. Если встречаем храм, посвящённый Божьей Матери, подходя, пропоём «Богородице Дево, радуйся». Если подходим к Крестовоздвиженскому храму – то тропарь Кресту. У нас нет жёсткого планирования, потому что мы не знаем, что нас ждёт в полноте опыта. Мы стараемся откликаться сердцем на то, что повстречаем. Лично я буду молиться за Россию, чтобы Господь помиловал нас всех, и чтобы Россия выполнила своё мессианское предназначение быть ковчегом человечества. А ковчегом человечества она может быть только в том случае, если будет православным царством и выполнит миссию Катехона, удерживающего мир от зла и хаоса, продолжая нести свой крест.

Без помощь Божьей вообще ничего сделать невозможно. А как можно обратиться к Богу? Только действием. Мы идём и говорим: «Господи, мы есть, помоги нам, потому что мы сами – немощные». В данном случае в нашем прохождении будут люди как церковные, так и нецерковные. И даже те, кто, может быть, относится к православию неприязненно. Для них это больше просто путешествие.

– И вы их возьмёте?

– Да, мы их возьмём.

– Ну, это же может вызвать различные психологические проблемы в путешествии, как вы собираетесь их решать?

– Мы никому ничего не навязываем. Я всегда говорю, что в этом походе прежде всего идёт крест, а мы его сопровождаем. Мы не призываем всех соблюдать утренние, вечерние молитвенные правила. Это выбор каждого. Но когда мы проходили от Москвы до Соловков и заходили в монастыри, тем более если мы там ночевали, я всех просил соблюдать тот устав, который там заведён. Женщины должны быть прилично одеты, с покрытой головой, а когда все молятся на общей трапезе, можете не молиться, но должны встать вместе со всеми, пускай даже молча. Как-то мы были в частном доме под Каргополем, и я опоздал на трапезу. Я захожу, а все уже сидят за столом. Я как бы про себя начинаю молиться, а на меня все смотрят: а мы что, молиться не будем? Когда ты ничего не навязываешь, а относишься с терпением, с любовью к тем людям, которых тебе Господь послал, они сами вовлекаются. Потому что наша вера не через нравоучения приходит к людям. Она приходит через то, как мы сами себя ведём по отношению к другим. Ну, не пришёл ещё человек к вере, но оказался с нами в этом ковчеге. Значит, наша задача – не поучать его, а быть примером. И даже когда тебя провоцируют, ты должен проявиться терпение, смирение. По любви, не по высокомерию – мол, мы тут православные, а вы – непонятно кто... Поверьте, каждая душа – христианка. И Господь нас собирает для того, чтоб мы смогли друг с другом поделиться тем лучшим, что есть в нас. Потому у нас есть нечто вроде логотипа – «Ковчег сплочения». Наша задача, при всей нашей разности и на сегодняшний день низкой духовной культуре в России, сплотиться или по крайней мере показать пример уживчивости. Понятно, что это сложно, 70 лет коммунизма, 30 лет либерализма и чуть ли не сатанизма... Это не вина людей, это их беда. И к этому надо относиться именно так: если ты можешь чем-то поделиться – поделись. А чем ты можешь поделиться? Любовью и уважением к этим людям. Случайных людей там нет. Кого Го-
сподь привёл – тот наш.

– На какие традиции путешественников вы опираетесь? На каких русских путешественников равняетесь?

– Самый известный в нашей группе путешественник – Валерий Шанин. Тонкости путешествия, если мы чего-то не знаем, спрашиваем у него, потому что у него большой опыт, он обошёл полмира. Его жизнерадостность, открытость, человеколюбие и являются тем опытом. Хотя человек он не церковный, тему эту вообще обходит. Человек он замечательный, и Господь его послал нам как кинорежиссёра, с одной стороны, а с другой – как человека, который может восполнить недостаток нашего опыта в практических путешествиях. Вплоть до того, как не натереть мозоли, когда идёшь 1000 километров!

– Ну что ж, успехов Вам и другим участникам похода в этом благородном начинании. Хотелось бы вместе с нашими читателями следить за ходом вашего путешествия!

Беседовал Сергей КЛЮЧНИКОВ


© 2025 Наука и религия | Создание сайта – UPix