Современные авторы религиозной и религиоведческой литературы периодически пытаются разрабатывать классификации верующих людей.
Данная работа обобщает эти классификации и предлагает свой взгляд на то, каким образом отношение человека к религии формирует его психотип и как связаны между собой психотипы и верования человека. Несмотря на популярный, неакадемический характер подобной классификации, она помогает человеку понять самого себя и свои психологические особенности в контексте его отношения к вере, Богу и религиозным традициям.
Одна из наиболее известных классификаций людей в зависимости от их отношения к религии и Богу принадлежит американскому психологу Г. Олпорту. Религиозных людей он делил на две большие группы. Первые – люди «внешней религиозности», для которых религия – хорошее средство достижения земных жизненных целей. Они охотно посещают церковь, участвуют в деятельности религиозных общин, жертвуют на благотворительность. Люди второго типа – «внутренней религиозности» – верят искренне, и религия имеет для них самостоятельное значение, наполняя жизнь высокими смыслами и переживаниями. Нерелигиозные интересы, потребности имеют для них второстепенное значение.
Другие виды классификаций религиозно настроенных людей в большей степени касаются частоты возникновения, а также интенсивности религиозного переживания. Одни (к ним относятся ревностные священнослужители и мистики) испытывают эти переживания интенсивно и часто. Другие – лишь иногда и умеренно (чаще всего это прихожане тех или иных церквей или те, кого называют «миряне»). Третьи испытывают какие-то религиозные чувства крайне редко, в экстремальных ситуациях, или не испытывают вообще и не имеют никакого религиозного опыта (так называемые светские люди, скептики или люди приземлённого мировоззрения).
Иногда высказывается мнение, что люди со слабым накалом веры или скептическим мировоззрением – малообразованные. Но на самом деле прямой корреляции между уровнем образованности и накалом религиозного чувства нет. Множество высокообразованных людей были атеистами – как холодными, равнодушно относящимися к религиозной тематике, так и страстными отрицателями Бога (те же классики марксизма-ленинизма, которых никак не упрекнёшь в необразованности). Тем не менее можно говорить о высокообразованных верующих (причём это образованность как чисто религиозная, так и охватывающая не только свою религиозную традицию, но и другие верования и самые разные светские научные дисциплины и мировую культуру). Ярчайшим примером такой универсальной образованности был отец Павел Флоренский.
Ещё одна классификация религиозных личностей опирается на статус человека (ведь если кто-то выбрал священнический путь, то, пожалуй, это уже говорит о многом). Е. Т. Смирнова приводит типологию религиозных людей, в которой критерием выделения групп является частота и интенсивность религиозного переживания.
С. И. Самыгин, В. И. Нечипуренко и И. И. Полонская в своей классификации опираются на религиозный статус человека, описывая следующие типы: мистик, пророк, священнослужитель, реформатор, член религиозного ордена, монах-отшельник, святой, теолог, основоположник традиции, Богочеловек. Стоит более подробно остановиться на данной классификации, поскольку смыслы, вкладываемые в каждое из приведённых понятий, зачастую отличаются от общепринятых. Так, мистик в данной классификации – это верующий интраверт, уходящий от мира внешнего вовнутрь и имеющий собственную систему объяснения своих переживаний. Пророк – человек с интенсивными религиозными переживаниями, превосходящими все прочие. Священнослужитель – посредник между человеком и Богом, который сделал это призвание своей профессией. Реформатор – человек, находящийся в рамках той или иной религиозной традиции, но стремящийся преобразовать эту традицию в соответствии с собственным религиозным и жизненным опытом и мировоззрением. Монах – член религиозного ордена, церкви, традиции, удалившийся от мира, чтобы в состоянии отшельничества легче соблюдать нравственные принципы и обрядовые нормы данной традиции. Монах-отшельник – человек, радикально разорвавший с миром, чтобы жить в уединении и быстрее добиться религиозных целей. Святой – человек, по своему облику и деяниям считающийся воплощением нравственного идеала народа, страны или эпохи. Теолог – религиозный интеллектуал-теоретик, выражающий религиозные представления в концептуальной форме. Основоположник религии – основатель той или иной религиозной традиции, носитель огромного национального знания и духовной программы нации.
Данная классификация не учитывает ещё один важный тип религиозного деятеля – ересиарха, то есть создателя ересей, о чём нужно поговорить отдельно. Подобных ересиархов на протяжении тысячелетий существования мировых религий было много. Решиться на создание ересей внутри весьма консервативного по своей природе института религии мог человек определённого психологического типа: бесстрашный, довольно часто авантюрный, пассионарный, обладающий манипулятивными способностями, образованный, владеющий даром убеждения, нередко обладающий манипулятивными способностями. Если рассмотреть русские ереси (молокане, хлысты, жидовствующие, стригольники), то можно увидеть – во главе любой из сект стоял активный лидер (молоканин Семён Уклеин, хлыст Даниил Филиппов, жидовствующий поп Алексей, нижегородский стригольник Карп), отвечающий перечисленным характеристикам. А как же ещё повести за собой людей, если не быть природным лидером?
То же можно сказать и о мировых ересях – гностицизме, монтанизме, арианстве, несторианстве, иконоборчестве, каждую из которых возглавлял очень активный, пассионарный человек. Иногда вновь создаваемое учение категорически отвергалось и осуждалось на последующих церковных соборах, результатом чего было постепенное затухание данного течения и культа. В других случаях ересь вызывала раскол, но отколовшаяся часть церкви превращалась в крупное религиозное течение, дожившее до наших дней и не собирающееся уходить с арены истории. Самый яркий пример в христианстве – протестантизм, начавшийся с выступлений Лютера. Срок жизни такого религиозного направления зависит, с одной стороны, от силы личности его основателя, а с другой – от того, насколько теологически проработанным было новое учение. Потому Джордано Бруно, как личность по своей мощи нисколько не уступавший Лютеру и выступивший против католической церкви, так и не создал собственного целостного учения и церкви, а Лютеру удалось расколоть господствовавшую тогда германскую католическую церковь и превратить ересь в мощную лютеранскую церковь.
К ересиархам можно отнести создателей и жёстких или тоталитарных сект, и более мягких организаций эзотерической направленности, которые изначально не раскалывали церкви (поскольку не состояли в них), но по своему мировоззрению могут существенно отличаться от традиционных религий. Сегодня подобные секты чаще всего – организации коммерческого характера, а стоящие во главе их люди – своего рода бизнесмены и шоумены. Не зря в Америке существует поговорка: «Хочешь разбогатеть – создай религию». Одним из наиболее ярких ересиархов в индуизме был небезызвестный ОШО-Раджниш, блестящий шоумен и популярный эзотерик, заработавший огромное состояние, но пошедший против американской законодательной системы и окончивший свою жизнь очень плохо. Традиционные индуисты не признают его эклектическую систему, якобы ведущую к просветлению. Было много ересей и на пути длительного существования ислама. Некоторые из них так и остались непризнанными учениями, другие постепенно были ассимилированы традиционной мусульманской религией, как тот же суфизм на Северном Кавказе. В то же время в ряде исламских стран суфизм по-прежнему под запретом.
Можно говорить также о людях с чёткой религиозной самоидентификацией, которые осознают себя последователями той или иной религиозной традиции, говоря: «я – православный христианин», «я – католик», «я – мусульманин», «я – буддист» или «я – последователь того или иного эзотерического учения», и о людях с размытой религиозной ориентацией: «я верю, но далёк от церкви», «Бог у меня в душе». Есть категория так называемых духовных искателей, которые религиозно и духовно ещё не определились и через какое-то время либо найдут себя на пути к Богу, либо прекратят свои поиски и вернутся к состоянию религиозной неопределённости или отрицания Бога. Можно говорить и о тех духовных искателях, которые рано или поздно встанут на путь проверенных временем традиционных религий, и о тех, которые попадут в секты с неясным исходом для собственной психики и душевного здоровья.
Рассматривая религиозные психотипы, нужно учитывать, во что именно верит человек (догматы, идеи, мифы, ценности), его принадлежность к той или иной конфессии или религиозной общине, позитивное отношение ко всему, что несёт данная традиция, наличие духовной практики, участие в таинствах, религиозных обрядах и праздниках, регулярное посещение церкви и совместных молитв, попытки применения религиозных истин в жизни, воспитание детей в религиозном духе. Если в жизни человека, называющего себя верующим, ничего из этих положений нет, то сложно считать его верующим на основе ничем не подтверждённой самоидентификации.
Можно выделить несколько типов атеистов: сознательные (агитаторы времён раннего советского периода или учёные-рационалисты, такие как философ Бертран Рассел и биолог Ричард Докинз, иногда их называют «новыми атеистами»), полубессознательные (образованцы с хаотическим мировоззрением, пользующиеся разными слухами и случайным чтением) и бессознательные (чаще это глубоко невежественные, духовно и психологически непроработанные люди, которые не знают себя, не могут дать себе отчёт в том, почему не верят, и относятся к религиозной теме с ненавистью или негативом). Можно говорить также о жёстких атеистах, которые категорически отрицают существование Бога (таковым был физик-теоретик, знаменитый академик Виталий Гинзбург), и мягких атеистах (как, например, другой академик – Жорес Алфёров, допускавший, что в Мироздании «что-то есть»).
Можно ли связывать религиозность человека с уровнем его нравственности? И хотя религия стремится помочь человеку обуздать его дьявольскую природу и моральную неразборчивость и даёт реальные инструменты к тому, чтобы стать нравственно чище, далеко не всегда верующие вели себя этически безупречно. Да, нравственная функция религий не вызывает сомнения (для многих единственным фактором, удерживающим от преступлений и совершения явных аморальных поступков, является страх загробного наказания), но на практике всё не столь однозначно. Нередко именем Иисуса Христа оправдывались самые жестокие преступления – убийства, сжигание еретиков на костре, пытки в застенках инквизиции. Было немало людей, называвших себя христианами, но на практике творивших весьма неблаговидные вещи – иногда не отдавая себе в этом отчёт, но чаще вполне сознавая, что они делают. В то же время те, кто утверждал, что не верит в Бога, нередко проявляли исключительную чистоту души и совершали подвиги. Советская героиня Зоя Космодемьянская – комсомолка и атеистка (правда, она была дочерью священника), однако высота её души, верность Родине, бесстрашие и готовность отдать жизнь за свои идеалы неоспоримы.
Есть мнение, что о советском периоде с его страстными проявлениями народной воли и темперамента как в военные, так и в мирные периоды жизни, нельзя говорить как о периоде чистого рационального атеизма, скорее это была эпоха тотальной веры, только вместо Бога люди верили в коммунистические идеалы. Верили не потому только, что их насильно заставляли это делать (насилие тоже имело место), но и вполне искренне. Если обратиться к литературным героям советского времени как носителям особой веры, то тот же Павка Корчагин (наверняка имевший в жизни прототипа) по сути являет собой ярчайший тип советского верующего человека. Многое в этом романе, даже несостоявшаяся любовь Корчагина и Тони Тумановой в тюрьме, очень напоминает сюжет искушения в христианской традиции. Да и могло ли быть по-другому, если автор романа Николай Островский в глазах современников был едва ли не окутан ореолом святости. Вот что говорил о своей встрече с тяжело больным писателем известный французский литератор Андре Жид: «Я не могу говорить об Островском, не испытывая чувства глубочайшего уважения. Если бы мы были не в СССР, я бы сказал: “Это святой”. Религия не создала более прекрасного лица… Лишённая контакта с внешним миром, приземлённости, душа Островского словно развилась ввысь… только энтузиазм поддерживает в ослабевшем теле это готовое вот-вот погаснуть пламя».
Можно также говорить о стойких верующих, которые победили в себе сомнения в реальности Бога и в своём поведении стараются руководствоваться нравственно-духовными идеалами и религиозной моралью, и колеблющихся, которые верят в религиозные постулаты, пытаются им соответствовать, но периодически срываются и сильно переживают об этом. О таких людях говорят: «грешат и тут же каются».
Различаются психотипы верующих и в зависимости от стадии воцерковления, через которые человек проходит в духовном развитии. На первой, начальной стадии человек проявляет интерес к той или иной религиозной традиции, пытается читать литературу, может посещать храм и общаться с теми, кто воцерковлён в большей степени. Вторая стадия заключается в усвоении религиозного мировоззрения, которое на этой стадии воспринимается больше интеллектуально. На этой стадии человек начинает более-менее регулярно посещать храм и участвовать в таинствах. Тем не менее он нередко вступает в споры, убеждённо доказывая знакомым, что избранная им религиозная традиция – самая лучшая. Человека, находящегося на этом уровне развития, можно назвать неофитом. Интересно, что часть людей, относящихся к данному психотипу, перегорев эмоционально, до конца дней остаются на том же уровне посвящения в традицию, останавливаются в своём развитии. По сути дела, из души такого человека уходит живой огонь веры, и он превращается в верующего лишь формального. Но если человек отнёсся к вере более серьёзно, он переходит на третью стадию воцерковления, где находит своего духовника, пробует работать над собой и вводит религиозные постулаты в обиход своей жизни. На четвёртой стадии человек усваивает какие-то истины и положения своей традиции более глубоко и приобретает способность до какой-то степени управлять собой, своими чувствами и мыслями в направлении веры. На пятой стадии он формирует в себе новое «Я», которое можно назвать зрелой религиозной личностью человека.
На основании характера религиозной веры или неверия можно подразделить людей на следующие типы.
Убеждённые зрелые высокообразованные верующие, чья вера подкрепляется осознанным отношением к религии и опирается на её глубокое изучение. Это просвещённые священнослужители вроде Павла Флоренского, или верующие учёные типа Михаила Ломоносова или Дмитрия Менделеева, философы, как Алексей Лосев. Такие люди чаще всего бывают последователями традиционных религий. Если им приходится заниматься сравнительным религиоведением или изучением эзотерических систем, они утверждают, что истинный эзотерик всё равно должен быть последователем какой-либо традиционной экзотерической религии, участвовать в таинствах и быть связанным с национальной традицией (так утверждал крупнейший религиозный мыслитель и сравнительный религиовед XX века Рене Генон, умерший шейхом в Каире). Как правило, люди этого типа, тем более учёные, воспринимают мир как разумную реальность, в которой в том или ином виде присутствует Бог.
Фанатические верующие, чья вера не включает разум, а опирается прежде всего на эмоции.
Верующие, чья вера опирается на традиции. Они веруют, потому что таковым было мировоззрение их родителей, дедов и прадедов. Нередко вера этих людей является правильной, а их религиозное самоощущение вполне гармонично, но часто в нём не хватает личной зрелости, самостоятельности и ответственности, в своём религиозном поведении они чаще прикрываются коллективом.
Верующие-формалисты, подходящие к вопросам веры как законники, религиозные конформисты, чья вера основана на обычаях и чисто внешнем выполнении каких-либо положений культа.
Верующие, колеблющиеся и нестойкие в вере, чья вера меняется в зависимости от настроения или обстоятельств. Как правило, она усиливается в минуты неприятностей и опасностей, но ослабевает, когда в жизни всё идёт хорошо.
Верующие в различные суеверия, ложные образы, собственные или чужие субъективные представления о Боге, – члены сект и адепты лжеучений. Последователи Нью-Эйджа и примитивной эзотерики любят подменять Бога понятием Вселенной и часто говорят: «Вселенная мне помогает» или «Вселенная от меня отвернулась», причём для них это не метафора, а действительная вера в то, что физическая, материальная Вселенная каким-то образом им помогает. Такие люди часто отрицают необходимость религиозных культов как ненужных архаических практик, мешающих их личной свободе.
Агностики, которые сомневаются во всём, и сила их сомнений явно превосходит силу веры. Они убеждены, что мир непознаваем, а Бог, может быть, есть, а может, нет.
Люди, индифферентные к вере, допускающие, что Бог есть, но Он их никак не трогает, поскольку их религиозно-духовная чувствительность притуплена. Ни Бог, ни религия, ни Церковь, ни духовные поиски им попросту не интересны. Таких много среди так называемых светских или деловых людей.
Атеисты религиозного типа, чьё мировоззрение на интеллектуальном уровне отвергает Бога, однако включает в себя веру в некие глобальные силы, позитивные идеалы или ценности. Ярчайшим проявлением подобного страстного атеизма были многие советские люди, отрицавшие Бога на словах, но на деле заменявшие Бога коммунистическими идеалами, ради защиты которых нередко готовы были отдать жизнь.
Активные атеисты по призванию. Люди этого типа внутренне относятся плохо к любым религиям и пытаются бороться с религиозными институтами и идеями различными способами, в основном путём атеистической пропаганды.
Пассивные атеисты по своей природе. Это ленивые эгоисты бездуховного типа, которые прямо не борются с Богом, но совершенно равнодушны к духовной тематике во всех её проявлениях.
Явные или скрытые сатанисты, ненавидящие религиозную тематику и старающиеся вредить верующим, институтам, идеям в силу своей бездуховной тёмной природы. Примером таких атеистов‑сатанистов является герой романа Достоевского «Бесы» Пётр Верховенский, который запускал живую мышь под оклад церковной иконы, провоцируя верующих на ярость и намеренно оскорбляя их чувства.
Подчеркнём ещё раз: всё в жизни меняется, «человек течёт, как река» (Л. Толстой), и приведённые религиозные психотипы не являются данными раз и навсегда статическими характеристиками. Человек может восходить по лестнице саморазвития, а может деградировать. Всё зависит от его воли и от обстоятельств. Делая сознательные усилия, человек может подняться на верхние ступени сознательной религиозности, а может опускаться всё ниже и даже стать сатанистом, причём не обязательно проходя последовательно все ступени. Падение происходит гораздо быстрее, чем медленное восхождение.
Атеист, агностик, сектант, верующий – четыре базовых психотипа человека в зависимости от его религиозного мировоззрения. Сделаем попытку более подробно рассмотреть эти психотипы.
Атеист
Как уже говорилось, атеист – это человек, не верующий в Бога, в душу и в жизнь после смерти. Если речь идёт о крайних степенях атеизма, то его позиция: если не увижу, не потрогаю – не поверю. Если не доказано наукой – значит, не существует. Но не факт, что он во что-то поверит, даже если ему покажешь чудо, снятое на видео, он скорее всего скажет, что это фейк. А если увидит чудо собственными глазами, то не поверит и глазам своим. Может, даже подумает, что у него галлюцинации. Если приведёшь ему научные аргументы, он найдёт в той же науке противоположную точку зрения. Крайний атеист – это человек, страстно желающий, чтобы ни Бога, ни души, ни жизни после смерти не было.
Почему атеист, не имеющий не то что подлинного, но подчас вообще никакого религиозного опыта, занимается таким радикальным отрицанием того, что не представляет в принципе? Порой это связано с его образованием и жизненным опытом, порой с тем, что ему просто так удобно. Ведь в атеизме нет внешних моральных ограничителей, кроме Уголовного кодекса. Нет осознания отдалённых последствий своих поступков. Чаще всего кредо атеиста – живём один раз, нужно наслаждаться жизнью, после меня хоть потоп, и в результате «Я» становится центром вселенной. Установка на отрицание, на наш взгляд, проецируется и на всю жизнь такого человека, например, на взаимоотношения с другими людьми. Если занять крайнюю атеистическую позицию, то лишаешься сдерживающих моральных норм в отношениях с людьми. Душа атеиста настроена не на вмещение окружающего мира, а на его отталкивание. Ему трудно воспринимать новое, не укладывающееся в рамки его мира. Такой человек не терпим к другим мировоззрениям и тем, кто их исповедует. Зачастую он – злобный гонитель и насмешник всего связанного с духовным и ему непонятного. Яркими примерами таких крайних атеистов были красные комиссары времён Гражданской войны и современные «научные либералы», которые не просто индифферентны к вопросам веры, но обычно ещё и очень нетерпимы. Но, как уже говорилось, не все атеисты таковы.
В то же советское время было немало людей, которые проявляли такое самопожертвование по отношению к ближним и такую ответственность за дело, других людей и страну в целом, что превосходили многих людей, считавших себя верующими, но по сути принадлежавших к институту веры формально.
Агностик
Людей, которые сомневаются в том, что есть Бог, душа, и жизнь после смерти, можно назвать агностиками. (Речь идёт не столько о философах-агностиках, сколько о мироощущении агностика и его психотипе.) Их позиция – это позиция сомнения: наукой не доказано, но, может быть, что-то есть. Агностицизм, по нашему мнению, нередко проецируется на всю жизнь таких людей. Он отражается в их психологии, поведении и повседневных делах. Эти люди мало в чём уверены, в том числе и в себе. Всегда нерешительны, колеблются, как надо поступить, и потом мучаются, правильно ли поступили. Некоторая часть агностиков в большой степени пассивны и равнодушны. Здесь уместно привести цитату из Библии, где Бог характеризует одного христианского пастыря-агностика: «И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр 3:14). Агностицизм – это духовная теплохладность, аморфность.
Из этого отрывка видно, что Бог к «холодным», то есть к Его ярым противникам, гонителям и отрицателям, относится лучше, чем к «тёплым», сомневающимся, инертным людям. Почему? Потому что ярый противник Бога тоже обладает энергией и верой, только его векторная активность – со знаком минус. В течение жизни полюс этой активности может сместиться на сто восемьдесят градусов. В истории есть немало случаев, когда разбойники, злодеи или гонители веры становились святыми. В качестве примера можно привести жизнь апостола Павла (см. Новый Завет. Деяния апостолов). Агностик же, на наш взгляд, не способен на значительные добрые или злые дела, потом что не верит ни в мир, ни в Высшую Реальность, ни в самого себя.
Другой тип агностиков – учёный, привыкший каждый постулат выверять экспериментами и доводами разума. Поскольку у него нет внутреннего религиозного мироощущения, ему нужно тщательно обосновывать каждый свой вывод и интеллектуальный шаг. Ему проще жить и мыслить, если он фундаментально во всём сомневается. Не всякий сомневающийся агностик (вспомним тезис Маркса: всё подвергай сомнению – при том, что Маркс был атеистом, верующим в неопровержимость своего учения), но всякий агностик – сомневающийся.
Сектант
Религиозный сектант (при том, что секты бывают разными, как разной может быть и вовлечённость в эти секты) – это человек с особым отношением к религии и к миру, с особым мироощущением. Он провозглашает веру в Бога, душу и жизнь после смерти, но не обладает правильной системой распознавания религиозной истины. Он верит в ложные и сомнительные религиозные источники, которые тоже говорят о Боге, но с большим количеством искажений. Эти искажения мешают сектанту пустить истинный образ Бога в своё сердце, потому что такой человек не чувствует эту истину. В Евангелии от Иоанна сказано, что «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет себе» (Ин 4:23–24]. Для Бога важна не столько форма, сколько суть веры человека, его внутренняя устремлённость к Нему, тогда истина будет написана в сердце. Но сознание сектанта цепляется за все догмы, правила, ритуалы, которые существуют в его религиозной общине, и он фанатично верит в них, часто не задумываясь над их содержанием, а отступление от них считает грехом. Для сознания такого человека его лжерелигиозность является рамкой, ограничивающей его жизнь в разных проявлениях. Отсюда нетерпимость ко всему, что находится за этими рамками. Сектанта нельзя переубедить. Спорить с такими бесполезно. Для него люди делятся только на три категории – те, кто принадлежат к общине и разделяют его мировоззрение, те, кто находится вне его организации, но могут быть привлечены с помощью проповеди, и все остальные.
Сектантское мировоззрение можно встретить не только в отклонившихся от основной церкви конфессиях, хотя им оно присуще в большей степени, но и в самой господствующей церкви любой религии. Человек с психологией сектанта внутри традиционной религии – это зло, но зло поправимое: его слишком сильную нетерпимость к ближним могут откорректировать священнослужители или члены самой общины. Хуже обстоит дело с сектантами внутри самих сект, где их руководители заинтересованы удерживать людей в рамках своего идеологического влияния. Такие люди в большинстве своём являются ярыми врагами культуры, просвещения, науки. Только от них самих зависит, смогут ли они покинуть секту или же обречены остаться в ней навсегда.
Верующий
Верующий (речь идёт о последователе традиционных религий, сохраняющем внутреннее гармоническое ощущение жизни) – это человек, который верит в Бога, душу и жизнь после смерти. Договоримся, что будем рассматривать не идеального верующего (к таковым можно отнести только Иисуса Христа и святых), но подлинно верующего, искренне и ответственно относящегося к своей религии и живой вере. Такой подлинно верующий человек не просто верит, что Бог есть, он доверяет Ему и пускает Его в своё сердце. По мере усиления веры в душе, из жизни постепенно уходят отрицания и сомнения, тревоги и страхи. Жизненная позиция такого человека становится уверенной, утверждающей религиозные ценности. В его мировоззрении в конце концов укореняется идея, что в духовной сфере возможно добиться очень многого, вопрос только во времени и силе желания. Эта идея проецируется на его психологию, поведение и повседневные дела. Такой человек уверен не только в Боге, но и в себе, если понимает, что следует правильным путём и что его дело правое. Он открыт для любого общения, за исключением явного зла, но и в этом случае допускает возможность исправления разных заблуждений. Он добр ко всем людям без исключения, потому что Бог даёт ему свою энергию любви, которой он делится с окружающими. Любые обиды и негатив в сторону верующего человека не задевают его самолюбия. Беды и жизненные испытания такой человек воспринимает стойко и без ропота, сила духа его велика. Вопрос о чуде для него не стоит, потому что в жизни каждого верующего человека маленькие чудеса происходят каждый день. Он уже воспринимает их как само собой разумеющееся, привыкает к ним.
Верующий человек, не ограниченный религиозной догмой, настроен на вмещение и познание мира. Сознание такого человека постоянно расширяется. Он открыт для всего нового, не боится действительности и всегда готов к подвигу и самопожертвованию. Такой человек постоянно совершенствуется, стремясь приблизиться к идеалам своей религии. В нём есть и твёрдость убеждений, и гибкость по отношению к другим людям. По-настоящему верующий человек, не ограниченный религиозными запретами, терпим к другим конфессиям, философским системам и мировоззрениям. Верующий человек – это энтузиаст, двигатель развития мира.
Исходя из вышеизложенного, мы рискнём сделать вывод о том, что психологический тип человека, его психологический портрет во многом зависит от мировоззрения, а конкретнее – от позиции человека по отношению к Богу.
Динамика внутренней религиозной жизни
Подчеркнём, что любая классификация является условной и размытой, поскольку в жизни вы не встретите чистых психотипов. Всё очень динамично, и эта динамика религиозной жизни начинается с юности, когда человек активно проявляет и утверждает себя в жизни. Обычно в юные годы (возрастная весна) человек проявляет себя и свою позицию в радикальных формах, когда перед нами либо пылкий верующий, либо страстный отрицатель Бога. В зрелые годы (лето) человек нередко погружается в практическую деятельность и отходит от юношеского максимализма в вопросах веры. Интенсивность его религиозного чувства обычно снижается. В преклонном возрасте (осень) религиозная искра в жизни человека вспыхивает снова, а в более поздний период (зима духа) человек думает о Боге и соотносит итоги своей жизни с духовными ценностями гораздо интенсивнее, нежели в прочие годы. Большая часть стариков – это люди верующие, хоть и с разной интенсивностью.
Необходимо подчеркнуть, что как нет чистых типов религиозности – всё на самом деле намного сложнее, так нет и законченных стадий воцерковления и религиозного самоопределения. В реальной жизни происходит непрерывная внутренняя миграция и переходы человека из одного типа религиозности в другой. Такие вещи происходили и в самой церкви – вспомним историю о превращения Савла, гонителя христиан, в Павла, одного из создателей современной христианской церкви. Нередко человек выходит из церкви, и порой это происходит вполне мирно, но в других случаях отход может сопровождаться предательством (классический пример – то, что произошло с Иудой).
Бывают и иные случаи перехода из одной религии в другую. Так, известный французский религиозный философ Рене Генон в молодости был католиком, однако в рамках этой духовной традиции не получил ответов на свои вопросы и в результате, после периода исканий, остановился на исламе, переехал в Каир и умер шейхом. В XVII веке великий английский поэт Джон Донн был католиком, но в конце жизни стал убеждённым приверженцем англиканской веры, первым проповедником в стране и даже настоятелем главного английского собора Петра и Павла. Известный английский и американский поэт Томас Стернс Элиот прошёл через обратный процесс: он был англиканином, но в итоге долгих духовных исканий стал католиком. Есть и другие случаи перехода из одной духовной системы в другую – мусульманин становится христианином, православный христианин – католиком (так называемый «католический соблазн»), а представитель какой-то секты, чтобы вырваться из неё, возвращается или впервые приходит в лоно Русской Православной Церкви. Нередко подобные религиозные трансформации, особенно если они происходят среди так называемых звёзд, носят характер некой игры или моды.
Сестра Майкла Джексона Джанет, изначально числившая себя последовательницей католицизма, приняла ислам, Мадонна, также изначально относившаяся к католической традиции, говорит сегодня, что принимает все религии мира, но ближе всего ей каббала (хотя верующие традиционалисты полагают, что в искусстве эта певица ближе к тому, что можно считать сатанизмом), Иванка Трампа (дочь бывшего президента США) перешла в иудаизм из пресвитерианства, Джулия Робертс, в детстве полубаптистка-полукатоличка, перешла в индуизм, Том Круз отказался от католичества ради сайентологии. Иногда меняют веру целые приходы, так, в 1980‑е годы в США целых 20 протестантских евангелистских приходов присоединились к Антиохийской Православной Церкви.
Динамика религиозных переживаний может быть присуща любому человеку, становящемуся на духовный путь. Человек способен увлечься красивой церковной атрибутикой и начать посещать храм, испытывая эмоциональный подъём. Мир становится ярким и красочным, «окутанным в цветной туман», как писал Александр Блок. Через какоето время этот подъём начинает затухать, и многие люди без подобного подкрепления отходят от церкви. Соответственно, их религиозное чувство сходит на нет, становится обычным эмоционально тусклым суетливым мироощущением, характерным для современного человека. Но если человек, столкнувшийся с сопротивлением своей внутренней природы, с затуханием огня души, который зажёгся, но без внутренней работы и усилий стал меркнуть, не согласился с подобным сценарием жизни, начал читать духовную литературу, ходить к наставнику, интенсивно молиться, то он может через какое-то время вновь ощутить прилив сил и чувство радости, в чём-то более сильное, нежели в период своего религиозного неофитства. Важно не оставлять стараний, продолжать искать Истину и помнить завет Христа: «Будьте совершенны как совершенен Ваш Отец Небесный».
В заключение подумаем, что первично в человеке – его психотип или религиозный опыт, отношение к Богу? Вопрос непростой, но очевидно, что эти два фактора влияют друг на друга. Определимся, что мы понимаем под психотипом, ведь разные психологические школы дают совершенно различные классификации. Карл Густав Юнг выделил два основных психотипа – экстраверт и интраверт. Соционика на основе классификации Юнга выделила целых шестнадцать психотипов, которые мы не будем перечислять. Кречмер, Фрейд и Фромм выделили свои психотипы. Есть четыре классических психотипа, которые правильнее называть типом высшей нервной деятельности, или темпераментом человека: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик, о которых говорил ещё Гиппократ. Если мы будем опираться на них, то, конечно, особенности темперамента накладывают свой отпечаток и на проявление религиозных чувств человека. Холерик будет страстным религиозным типом, сангвиник – активным, но уравновешенным, флегматик спокойным, меланхолик задумчивым, грустным и самопогружённым. Однако темперамент не приближает и не удаляет человека от святости и духовного совершенства. Он скорее подталкивает человека к той или иной религиозной деятельности. Вряд ли яркий холерик или деятельный тип станет молящимся монахом – он скорее проявит себя как трибун или страстный пропагандист. В точности так же религиозный меланхолик не пойдёт на теологическую кафедру и вряд ли станет ересиархом.
С другой стороны, готовность работать над собой во имя достижения духовного совершенства может помочь человеку быстрее избавиться от недостатков, присущих тому и другому типу темперамента. Под влиянием интенсивной молитвы, соблюдения таинств, попытки обуздать свои страсти холерик становится более спокойным, сангвиник начнёт более внимательно следить за процессами, происходящими в его внутреннем мире, флегматик сделается более деятельным и активным, а меланхолик превратится в более уверенного в себе, психологически защищённого и радостного человека. Духовная работа поможет каждому из нас лучше понять себя, а наши природные способности и особенности обязательно помогут нам выбрать тот вид деятельности, в котором лучше всего раскроется наше духовное предназначение.
Сергей КЛЮЧНИКОВ, Сергей КУРЕПИН
Источник: «НиР» № 10-11, 2023