Для каждого сообщения установлен срок, и вы узнаете об этом. (Коран 6:67) Преемственность священных писаний
Мне уже доводилось заниматься исследованием священных писаний Авраамической цепочки и проделывать сравнительный анализ концепций современного естествознания с сообщениями мироустройства Священных Писаний трёх мировых религий. Я старался сопоставлять положения священных писаний с открытиями современного естествознания. Проделывая подобное сопоставление и задаваясь вопросами, волнующими умы наиболее любознательных представителей человеческого рода, я хотел хотя бы в общем виде ответить на вопрос: случайность или Божий промысел лежит в основе Мироздания? Я рассматриваю Коран не только как религиозное откровение, но и как источник, в котором наиболее полно и ясно описаны явления и законы, находящие своё обоснование и подтверждение по мере развития науки. Мне важно было, опираясь на Коран, охватить хотя бы в общем виде картину грандиозного и совершенного творения всего сущего на всех структурных уровнях – от беспредельного космоса до элементарных частиц с двойственными свойствами.
В своей последней книге «Преемственность священных писаний. Эволюция – случайность или Божий закон. (Современный взгляд)» я сделал попытку в свете коранического глубинного знания затронуть целый ряд животрепещущих естественно-научных и в тоже время сакральных тем:
– основа Мироздания;
– сотворение Вселенной и её эволюционное развитие;
– трансцендентность и имманентность Господа;
– строение многомерного Мироздания с параллельными мирами;
– относительность пространства и времени;
– вознесение пророка Мухаммада (с. а.в.) из Мекки в Иерусалим, оттуда на небеса, как практическое проявление теории относительности и квантовой физики;
– расширяющаяся Вселенная, её устройство и единство порядка в ней;
– жизнь на Земле и в других звёздных системах;
– биогеоценоз и эволюция в растительном и животном мире;
– ступени сотворения разумного человека;
– отношение современного человека к природе;
– технический прогресс и глобализация;
– экологический кризис и Господние предупреждения о бережном отношении к природе;
– земное животное – микробный мир и его миссия на земле;
– осциллирующая (пульсирующая) Вселенная и периоды её развития.
Мне кажется важным утвердить сравнительно новое направление исследования научных знаков Священных Писаний трёх мировых религий, чтобы сблизить научный и религиозный взгляды на мир. Сравнительно-сопоставительный анализ соответствия концепций современного естествознания с данными Священных Писаний позволяет увидеть общую основу природного и духовного мира, о чём говорят следующие аяты (знамения) Корана:
«Мы покажем им Наши знамения в этих горизонтах (структурных уровнях) и в них самих, так что им ясно будет, что Он истина. Разве не достаточно для твоего Господа, что Он о всякой вещи Свидетель? О! Они ведь в сомнении о встрече с Господом! А Он всё сущее объять способен!» (41:53–54).
«Для каждого сообщения установлен срок, и вы узнаете об этом!» (6:67).
«Разве же они не размыслят о Коране? Ведь если бы Он был не от Аллаха [Творца и Господа миров], то они нашли бы там много противоречий [с наукой]» (4:82).
В эпоху научно-технического прогресса легко осмыслить специфические особенности тех положений, в которых Господь раскрывает человечеству законы эволюционного развития и структурные уровни всего Мироздания, включая растительный и животный мир, что является подтверждением истинности Послания Аллаха (Бога) – Заключительного Завета.
Об этих законах эволюционного развития природы и общества ничего не говорится в предыдущих Писаниях, ниспосланных предыдущим пророкам, например, таким, как Муса (Моисей) или Иса (Иисус) (мир им). Но это вовсе не потому, что данные Книги не от Господа миров, а потому что в тех Божественных посланиях не было необходимости подробно раскрывать полную картину сотворения Мироздания и этапы эволюционного развития. Те Послания были в тот период, когда человечеству не было дано такого обширного знания в области естествознания, каковые мы имеем в настоящее время.
Из священного для мусульман Писания мы можем почерпнуть знания о появлении и эволюционном развитии по историческим эпохам прямоходящего человекоподобного существа (гоминида) вплоть до первого разумного человека – Адама, мы на этой теме подробно остановимся ниже. Нам из Корана также становится известно о техническом прогрессе и экологическом кризисе, о наличии неведомого до XVII века микробного мира. И даже явление, получившее название «эффект космонавта Джанибекова» и заключающееся в частности в том, что восход солнца возможен не как обычно с востока, а с запада (в результате смены полюсов планеты. – Ред.), оказывается прописан в мудром Коране.
Как известно, к величайшим открытиям XIX и ХХ столетий в области естествознания принадлежат следующие научные разработки:
- Отсутствие массы покоя материи, элементарные частицы микромира обладают двойственными свойствами, они могут существовать в виде волн или же в виде корпускул;
- Теория Большого взрыва и эволюционное развитие всей расширяющейся Вселенной по «генетически» заданной программе, с довольно точной подгонкой числовых значений фундаментальных констант вплоть до антропного принципа – появления на Земле Homo Sapiens (разумного человека);
- Концепция генетического кода в живой природе.
Эти три теории объединяют воедино практически все области естествознания – от теоретической физики до биологии с космологией. В досточтимом Коране имеется весьма обширная информация о строении нашей Вселенной (космоса и планет), об орбитальном движении всех небесных тел в макро- и микромире, в том числе и Земли. В нём говорится о наличии жизни в параллельных мирах и других звёздных системах, рассказывается об эмбриологии и законах генетики растительного и животного мира, сообщается о несмешивающихся слоях океанских вод и строении земного неба. В Послании Господа также описываются и такие процессы, как образование гор и их функционирование, возникновение ветров и их роли, круговорот воды в природе и многое другое.
В предшествующих Корану Писаниях Господь информировал о сотворении Мироздания так, как об этом повествует Джон Мак-Артур в своей книге «Битва за начало», то есть как о событии шестидневной продолжительности. При этом, правда, в докоранических текстах не раскрывается, как именно идёт процесс сотворения и эволюционного развития многомерного Мироздания с параллельными мирами по установленным Творцом законам, о чём Господь информирует уже только в следующем Послании – Коране.
Господь, не отвергая предыдущие Писания, указал на преемственность Божественных откровений, что подтверждает научный анализ сообщений Библии и Корана в области естествознания в эпоху научно-технического прогресса. А подтверждением тому, что Коран является следующим Господним Посланием человечеству, служит изложенное в нём подробное сообщение об эволюционном развитии всего Творения Аллаха (Господа). В этой священной для мусульман Книге с Божественной мудростью изложены комментарии к докораническим Писаниям и представлены всему человечеству законы эволюционного развития во Вселенском масштабе.
Имена-атрибуты Величия, Безграничности и Всемогущества Господа по Корану практически соответствуют Именам-атрибутам по Библии. В Коране к этим именам добавляются Имена-атрибуты, которые указывают на влияние Творца на сотворение и ступенчатое (эволюционное) развитие всего Мироздания и его составляющих, такие как Творец, Создатель, Образователь – Придающий облик, Исчисляющий, Рассчитывающий, Проектирующий, Задающий программу, Податель силы (энергии), Направляющий, Ведущий, Расширяющий, Сжимающий, Усиливающий, Принижающий, Ускоряющий, Замедляющий, Выдвигающий вперёд, Отодвигающий назад и т. д.
«У Аллаха (Бога) – прекрасные Имена; зовите Его по ним!..» (7:180).
«Он – Аллах (Бог), Творец, Создатель, Образователь (Придающий облик)… У Него самые прекрасные Имена.
Славит Его то, что на небесах и на земле. Он – Могущественный Мудрый!» (59:24).
Согласно моим исследованиям, Эволюция – не детище XIX–XX столетий, а каноническая установка Творца, по законам которого развивается не только вся Вселенная в целом, но и каждая из ветвей природы, в том числе и растительный и животный миры, включая и человеческий род.
Согласно следующим аятам, Коран информирует о «генетической» заданности будущего Мироздания и о его ступенчатом (эволюционном) развитии по заданной программе – начало развития, основные этапы развития и завершение процесса развития Мироздания.
«…Господь наш тот, кто дал каждой вещи (каждому творению) её строй (матрица, генетический код), а потом вёл (ведёт по Его законам) по указанному (жизненному) пути (каждое творение)» (20:50).
«Славь же имя Господа твоего Высочайшего, Который сотворил и соразмерил, Который предопределил жизненный путь (каждого творения) и направил…» (87:1–5).
«От Аллаха (Господа) – Обладателя ступеней» (70:3).
«Всё течёт (движется) к назначенному пределу (сроку, ступени)…» (13:2).
«Для каждого предела (ступени, фазы, этапа, периода, уровня) – своя Книга (законов)» (13:38).
Согласно Корану, сотворение человека идёт поэтапно:
«Он сотворил вас по периодам» (71:14).
«Аллах (Бог) взрастил вас из земли растением!» (71: 17).
«Он вас взрастил из земли и поселил вас на ней!» (11:61).
В эпохи до научно-технического прогресса людям хватало знания о том, что человек, как и все творения, создан из праха, что соответствует и библейским сообщениям. Но сейчас человек не удовлетворяется древним языком Писаний. Поэтому необходимо понять, что Господь в Коране даёт маяки, указывающие на истинную картину сотворения и эволюционное развитие человека. Не надо ждать от Писания готового, буквального ответа на вопрос, как и из чего сотворён человек.
Ступени становления человека, указываемые Кораном, соответствуют современным палеонтологическим находкам. При раскопках находят останки прямоходящих, но неразумных людей различного уровня развития. В этом ряду питекантропы, синантропы, гейдельбергский человек, австралопитеки, неандертальцы, кроманьонцы и другие.
Из среды наиболее развитых человекоподобных существ (гоминид) Господь избрал Адама и довёл его до совершенства. То есть на языке Корана «вдохнул в него от духа Своего».
Гоминиды (которых можно обозначить кораническим термином «альбашар») являются лишь началом глобального «гуманитарного» проекта Господа Бога. Этот проект реализовывался на протяжении ряда следующих друг за другом этапов. Об этом недвусмысленно говорит Коран: «Он сотворил вас по периодам» (71:17).
Завершение творения человека в современном его понимании (с аппаратом аналитического и логического мышления, со способностью развиваться) состоялось после акта «вдувания» божественного Духа – импульса – в «неразумное прямоходящее существо». Этому предшествовало несколько сложных этапов: Господь говорит «…когда завершу его» в значении «когда создам его облик и придам ему форму (человеческую)», а затем «…вдуну в него от Духа Моего» (38:71–72). Под вдыхаемым Духом подразумеваются не просто физические способности. Дух – это высший атрибут, которым человек отличался бы от животных и прочих земных тварей, имеются в виду разум, интеллект, язык, религия. Это было качественно другое существо, на голову выше в моральном и интеллектуальном плане ранее сотворённых. И это и был Человек – Адам. Наделение разумом выгодно отличало это творение. Ранее внешне схожие с ним племена истребляли друг друга, занимались каннибализмом и погрязли в многочисленных распрях и невежестве. Неумение разрешать конфликты, невежество и дикость – вот что характеризовало человекоподобных существ доадамова периода.
«И вот, сказал Господь твой ангелам: “Я установлю на Земле наместника”. Они сказали: “Разве Ты установишь на ней того, кто будет там производить нечестие и проливать кровь, а мы возносим хвалу Тебе и святим Тебя!” Он сказал: “Поистине, Я знаю то, чего не знаете вы!”» (2:30).
Скепсис ангелов относительно нового Божественного творения, выраженный словами: «Разве ты установишь на ней того, кто будет производить нечестие и проливать кровь…» – косвенно указывает на то, что ангелы, возможно, видели мир, в котором происходили факты массового кровопролития, насилия, каннибализма. И это было делом рук человекоподобных существ (гоминид), живших ещё до Адама, и продолжалось это миллионы лет.
Разум и Дух Божий – всё это Божественные атрибуты, которыми Господь наделил человека. И с момента озарения Божественным Духом он стал ответственен за свои поступки. Естественно, существование страстей, эмоций не отменяло конфликты, войны и преступления. В развитии человекоподобных существ были времена до Адама, когда они жили, нападая, подстерегая и убивая друг друга. Это соответствует сообщению Пророка Мухаммада о том, что до первого разумного человека Адама прямоходящие первобытные люди жили, как животные, «…наделённые только страстями». Но Аллах (Бог), Славен Он и Величествен, знал и предопределил жизненный путь человечества после Адама, чего не знали ангелы. Вот почему, когда они обратились к Нему с этим вопросом, Он ответил: «…Поистине, Я знаю то, чего не знаете вы!».
Из существовавшего уже тогда человекоподобного материала Аллах, Всемогущ Он и Всеславен, вывел и избрал Первого Человека – Адама; дал ему Знание, то есть внушил ему, так же, как даровал знание Мухаммаду, сказав ему: «и научил тебя тому, чего не знал» (4:113), «…и научил Адама всем именам» (2:31).
Таким образом, первым разумным существом оказался Адам – в нём впервые заблистал свет Божественных атрибутов и проявились лучшие человеческие качества и способности. Он был первым человеком и первым пророком на земле, положившим начало поколения, развивавшегося под Божьим руководством и повелением нести миру веру и справедливость.
То, что Аллах (Бог) «научил Адама всем именам», означает способность к концептуальному (абстрактному) мышлению, то есть способность человека думать о чём-то или представлять и оценивать что-либо даже в отсутствие предмета, в отличие от инстинктивного отражения в мозге животных только присутствующих вещей. Это можно рассматривать как основу превосходства человека, его интеллекта над всеми другими созданиями.
Избрав же Адама, Всевышний научил его языку, всему необходимому для него, всем понятиям, которые понадобились бы ему как Божьему наместнику на этой земле, а затем предложил ангелам представить эти знания:
«“Сообщите мне имена этих, если вы правдивы”, – на что ответили они: “Всеславен Ты! Нет у нас знания, кроме того, которому Ты нас научил. Поистине, это Ты – Всеведающий, Премудрый!” Тогда Он сказал: “О Адам, сообщи им имена их!”. И когда он сообщил им имена их, то Он сказал: “Разве Я вам не говорил, что знаю скрытое на небесах и на земле и знаю то, что вы обнаруживаете, и то, что вы скрываете?”» (2:31–33).
Хотя Господь сообщил в Своём Заключительном Послании – Коране – обо всём этом как прямо, так и косвенно, человечество всего этого не понимало, что способствовало возникновению спекулятивных идей и недопониманию истины.
В Коране Господь прямо предписывает всем Мусульманам верить в предшествующие ему Писания:
«О вы, которые уверовали, веруйте в Аллаха (Бога) и Его посланника, и Писание, которое Он низвёл Своему посланнику, и Писание, которое Он низвёл раньше…» (4:136).
Вместе с тем Господь призывает мусульман проводить с людьми Писания дискуссии для достижения наилучшего блага достойным образом.
«Если вступаете в спор с людьми Писания, то ведите его наилучшим образом. Это не относится к тем из них, которые поступают несправедливо. Скажите: “Мы уверовали в то, что ниспослано нам, и то, что ниспослано вам. Наш Бог и ваш Бог – один, и мы покоряемся только Ему» (29:46).
Учитывая наличие разногласий между людьми, которые приводят к спорам и вооружённым конфликтам, Господь рекомендует людям Божественного Писания удерживать друг друга от злых дел и совместно охранять Дома поклонения Всевышнему:
«И если бы не защита Аллахом людей одних другими, то разрушены были бы и монастыри, и церкви, и синагоги, и мечети, в которых постоянно поминается имя Аллаха (Бога). Поможет Аллах тому, кому Он поможет, – ведь Аллах силён, славен!
Тем, кто – если Мы их укрепляем на земле – поддерживают молитву, и дают очищение, и приказывают ведомое, и удерживают от неодобряемого. К Аллаху – завершение дел!» (22:40–41).
В данной работе, презентуя всю палитру научных параллелей Божественных книг, нахожу между ними невидимую нить преемственности, что указывает на то, что все они из одного Божественного источника. Этот фактор вкупе с научными данными, открытыми в Коране (и других Писаниях), укрепляет определённую убеждённость (веротерпимость, толерантность) и делает невозможными конфликты, основанные на догматических различиях, и столкновения между представителями мировых религий: иудаизма, христианства и ислама.
Гасан ГАСАНОВ
Источник: «НиР» № 8, 2023