• +7 (495) 911-01-26
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Рождение нового стиля

Рождение нового стиля

В Новосибирском государственном художественном музее прошла выставка «Всякие сказки», объединившая 13 современных художников. Они представили для сибиряков свои работы

(более 50 произведений) на тему сказок – старых и новых, детских и взрослых. Довелось посетить выставку и вашему покорному слуге – по приглашению её куратора, известного российского искусствоведа, арт-директора петербургского Музея современного искусства «Эрарта» Владимира Олеговича НАЗАНСКОГО. После открытия, на которое пришло очень много людей, я побеседовал с ним и с автором идеи – художницей Анастасией КУЗНЕЦОВОЙ-РУФ.

 

– Расскажите, пожалуйста, как возникла идея выставки, в чём её дух, задача и сверхзадача. И каково место сказки в современном искусстве.

В. Н.: Это же не искусственный конструкт прикладного назначения, чтобы в этих категориях всё разложить, как если бы это была какая-нибудь идеологическая манипуляция. Это проявление художественного творчества, здесь идеи рождаются естественным образом в процессе внутренней жизни, бывают связаны с воспоминаниями детства, с определёнными случаями жизни.

В период карантинного затворничества Анастасия Кузнецова-Руф в течение четырёх месяцев писала работу «Дюймовочка» 180х180 сантиметров и настолько вошла в мир сказки, что у неё возникла идея целой выставки о сказках. Она стала обсуждать эту идею с коллегами, кураторами, художниками, с которыми она училась в Академическом лицее, в Суриковском институте. К обсуждению сразу подключился Иван Коршунов, и возникла команда художников нового поколения, родившихся в начале 1980‑х, художников с одной академической базой.

Хронологически их вхождение в искусство совпало с этапом реабилитации живописи в современном мире. Ведь в 90‑е годы не только классическую, но и живопись вообще считали чем-то старомодным и неприличным. Но стало возвращаться понимание того, что есть многое, о чём можно рассказать только на языке живописи. Тем более что все несколько устали от грязноватых перформансов, инсталляций, одноразового, случайного, саркастичного, многозначительного и «невизуального». Ничто не может очень долго удерживать внимание, если не на что смотреть, нечего проживать и нечему сопереживать. Начиная с 2010‑х годов, в том числе и в России, пошёл возврат к фигуративной живописи, не чуждой и социальной тематики. Вновь проявился интерес и вкус к ремеслу.

– То есть проявился интерес к хорошему рисунку?

В. Н.: И к хорошему рисунку, и к культуре в живописи. Оказалось также, что для выражения различных проблем современной жизни живопись как медиа вполне применима! Более того, на смену эффектным работам «первого впечатления» стали приходить более продуманные, профессионально выверенные, визуально насыщенные произведения.

– Как на этой выставке?

В. Н.: Да, выставка интересна не только тематически, но и профессионально. Здесь немало хорошо придуманных и сделанных работ, в них много того, что одним быстрым фотографирующим взглядом не увидишь, восприятие требует времени, есть что рассматривать, вспоминать, узнавать. Работы генерируют необычные ассоциации, не сразу заметные визуальные элементы дополняют впечатления. И это считывается с нескольких подходов, когда раскрываются новые смысловые слои, – вот тогда всё становится по-настоящему интересным и увлекает, как разгадывание загадок, как вхождение в сказку.

Тема сказок впервые «выстрелила» в Москве, когда несколько лет назад ЦДХ передали Новой Третьяковке на Крымском валу, и там возник дефицит больших проектов. И тут появился совершенно феерический проект «Сказки», в залах были имитированы стволы больших деревьев, и арт-объекты располагались на стволах. Понятно, что Васнецов и Звездочётов рядом висеть не могут на одной стене, но здесь, на этих огромных стволах рядом, они выглядели органично, и это многообразие языков и подходов оказалось интересным. Тогда, думаю, у многих возникло желание продолжить эту тему, но смогла только «Ассамблея искусств». Среди множества тем в современном искусстве проявилась и тема сказки.

– А для этой выставки вы специально искали художников со сказочной темой?

В. Н.: Поскольку это круг хорошо знакомых друг с другом художников, проблем с коммуникацией не было. Когда выставка задумывалась, хотелось, чтобы экспозиция не была монотонной, а представляла собой ряд оригинальных авторских, не повторяющихся высказываний, чтобы на ней были первые имена современного искусства. Со всеми ними Анастасия знакома лично.

– Анастасия, скажите, сказочная тема была избрана, потому что никто этим не занимался, или потому что в современной живописи не хватает сказки?

А.КР.: Не буду лицемерить, скажу правду: через две недели моему любимому деду исполнилось бы 95 лет. Он выдающийся книжный график-иллюстратор, большую часть жизни проработал в издательстве «Детская литература» и Хабаровском книжном издательстве. Мне удалось переиздать некоторые книги с иллюстрациями Леонида Кузнецова, и, несмотря на большой тираж, они опять стали редкостью! Поскольку тема сказок была лейтмотивом всей его творческой жизни, этот проект – дань любви моему деду и мой подарок на его юбилей.

– Должен признаться, не ожидал, что сказка будет представлена так, как сейчас, – позитивно и уважительно, без стёба. Да, мы живём сейчас в суровой были, и я думал, что будут показаны какие-то страшные сказки, но я их здесь, к своей радости, совсем не вижу.

А.КР.: Это ровно то, что меньше всего ожидаешь, потому что современное искусство со сказкой работает мало. Эта тема до относительно недавнего времени не была ни актуальной, ни модной. На неё смотрели как на отсыл к чему-то устаревшему.

– Тем не менее, я думаю, обращение к сказке не просто мода, но какая-то новая тенденция. Хотя когда что-то возрождается, то не один к одному, всегда есть какая-то новизна. Ну и здесь не только райские сады изображены, вот у Вас на сказочных рисунках есть и мобильники…

А.КР.: А мне очень важно быть современной, быть в «сегодняшнем моменте». Хотя остаётся неизменной истина, что новое – это хорошо забытое старое.

– Что в сказку, такой древний жанр, привносится нового?

А.КР.: Думаю, что привносится дух времени, без которого, мне кажется, современное искусство не может существовать. Потому что если непонятно, когда это сделано, то сегодня это неактуально. Ведь здорово, когда зрителем прочитывается: эти картины сделаны в 1990‑е годы, а эти современны. Как показать современность? Хотелось бы не только через мобильник, но через какие-то идиомы сегодняшнего времени, знаковые предметы. Любой отсыл, «якорь» в картине, что это сделано именно сегодня, мне кажется очень важным.

– Как бы Вы определили дух времени – и в изобразительном искусстве, и вообще?

А.КР.: Мы сейчас вышли из эпохи постмодернизма. Спросите, а вышли куда? В новую искренность, в метамодернизм, когда на полном серьёзе можно делать признания, вспоминать прошлое без иронии и признаваться, каким ты был в прошлом, в детстве. И это не стыдно и не стрёмно, что ты можешь показаться неловким, и это не будет неприличным и слишком смешным.

– Реалистическая составляющая в этой новой искренности довольно большая?

А.КР.: Без неё она вообще не может существовать, потому что реализм точно отражает детали, а сейчас появилась любовь к детали, любовь к вещи, к игрушкам, кнопкам, неваляшкам.

– А чего больше на этой выставке – реализма или постмодернизма?

А.КР.: Я думаю, что есть и то и другое, потому это не постмодернизм, а метамодернизм. Есть работы, которые сделаны до этой выставки. Некоторые картины созданы на стыке двух эпох, в конце постмодернизма, но большинство работ сделаны в духе нового времени. Взять, скажем, работы Марии Сафроновой про людей, находящихся в психиатрической лечебнице, которые смотрят на нас и на мир. Здесь у автора нет ощущения стёба или прикола над этими странными людьми, она нам на полном серьёзе о них рассказывает. Это то, что отличает новую искренность.

– Хочу признаться, что меня эта выставка обнадёжила. Я увидел, что морок постмодерна с его разъедающей иронией по отношению ко всему постепенно отступает, и сквозь туман подражательства и безвременья проступают новые черты подлинного здорового русского искусства. Пусть оно не такое, как хотели бы мы, люди прошлых эпох, оно другое, но это настоящее искусство. И, может быть, на наших глазах рождается новый стиль, который хочется назвать не новой искренностью, а русской искренностью.

Беседовал Сергей КЛЮЧНИКОВ

Источник: НиР № 5, 2023

Выставка "Всякие сказки" в Новосибирске


© 2024 Наука и религия | Создание сайта – UPix